ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 31.05.2005 n А12-32124/04-С29 Плата за загрязнение окружающей среды является фискальным сбором, не входящим в систему налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, из чего следует, что налоговые органы не наделены правом на списание данных платежей в безакцептном порядке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 31 мая 2005 года Дело N А12-32124/04-С29

(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Баррикады" (далее - Предприятие, ФГУП "ПО "Баррикады") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области (далее - Налоговая инспекция) от 12.07.2004 N 36 и Постановления этого же налогового органа от 13.07.2004 N 30 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2005 произведена замена ответчика в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Волгоградской области в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Волгоградской области.
Решением арбитражного суда от 10.02.2005 оспариваемые решение и Постановление Налоговой инспекции признаны недействительными в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 98659 руб., пени в сумме 38970 руб. 37 коп.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом были нарушены нормы материального права, а именно, не были применены подлежащие применению ст. ст. 45, 46, 47, 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых взыскание Налоговой инспекцией в бесспорном порядке платы за загрязнение окружающей среды, а также пени является законным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебное решение без изменения, считая его законным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Налоговой инспекцией в адрес заявителя были направлены требования N 776, N 779, N 782 от 25.05.2004, N 802 от 31.05.2004 об уплате налогов, сборов, а также пеней, начисленных за их несвоевременную уплату.
В связи с неисполнением указанных требований заявителем налоговым органом были приняты решения о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств налогоплательщика в банках.
В связи с отсутствием у Предприятия денежных средств налоговый орган принял решение от 12.07.2004 N 36 и Постановление от 13.07.2004 N 30 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд со ссылкой на ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что платежи за загрязнение окружающей среды не являются налогом, в связи с чем к ним не применимы положения Налогового кодекса Российской Федерации о бесспорном взыскании этих платежей с налогоплательщика.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с п. 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Такие платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, а носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2003 по делу N ГКПИ 03-49, оставленным без изменения определением кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 15.05.2003 N КАС 03-16, признаны недействующими п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелось в виду определение кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 15.05.2003 N КАС 03-167.
------------------------------------------------------------------
В силу положений ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции обязательно для арбитражного суда.
Таким образом, плата за загрязнение окружающей среды является фискальным сбором, не входящим в систему налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, из которого следует, что налоговые органы не наделены правом на списание данных платежей в безакцептном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации действие названного Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.
В данном случае платежи за загрязнение окружающей природной среды не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, а установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, и являются платежом (сбором) неналогового характера.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10 февраля 2005 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-32124/04-С29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 31.05.2005 n А12-31399/04-С20 Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан, или определен моментом востребования; для зачета достаточно заявления одной стороны.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также