ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 19.05.2005 n А12-34337/04-С37 Арбитражный суд признал недействительными разрешение на образование и размещение отходов производства и потребления и действия должностного лица по его утверждению, поскольку утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не было отнесено к прерогативе ответчика.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 мая 2005 года Дело N А12-34337/04-С37

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области
на решение от 11 января 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 11 марта 2005 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-34337/04-С37
по иску заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и юридических лиц к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, третьи лица: Администрация Волгоградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МУП "Урюпинский комбинат благоустройства", о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Волжский межрайонный природоохранный прокурор обратился в арбитражный суд в защиту интересов Российской Федерации и юридических лиц к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области о признании разрешения на образование и размещение отходов производства и потребления от 21.06.2004 N 1461 КПР и ООС Администрации Волгоградской области МУП "Урюпинский комбинат благоустройства" хоронить и размещать отходы 1 класса опасности в количестве 0,0060 т/год, 3 класса - 0,0090, 4 класса - 18,4300 сроком действия с 01.01.2004 до 31.12.2004 недействительным.
Заявитель также просил признать действия руководителя КПР и ООС Брагина В.В. по утверждению разрешения N 1461 от 21/06.2004 незаконными.
В обоснование заявленных требований Прокурор указал на нарушение при издании разрешения требований ст. ст. 19, 24 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Решением от 11 января 2005 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 11 марта 2005 г., требования Прокурора Природоохранной прокуратуры удовлетворены.
Признано недействительным разрешение на образование и размещение отходов производства и потребление от 21.06.2004 N 1461, выданное Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области МУП "Урюпинский комбинат благоустройства", как не соответствующее ст. ст. 19, 24 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлению Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Признаны незаконными действия руководителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по утверждению вышеуказанного разрешения.
В кассационной жалобе Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды (Волгоградоблкомприрода) Администрация Волгоградской области просит решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель считает, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ, и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Генеральным соглашением о взаимодействии в области природопользования и охраны окружающей среды от 11 февраля 2003 г., заключенным между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации. КПР и ООС Администрации Волгоградской области является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды на основании утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 11.08.2003 N 614 Положения о КПР и ООС Администрации Волгоградской области.
В судебное заседание кассационной инстанции представители заявителя кассационной жалобы и третьи лица не явились, надлежащим образом извещены.
Представитель Прокуратуры не согласен с доводами кассационной жалобы и считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Проверив законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции и Постановления суда апелляционной инстанции.
Признавая ненормативный акт и действия должностного лица незаконными, суд пришел к выводу о том, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является прерогативой федеральных органов власти в области охраны окружающей среды. На момент издания оспариваемого разрешения таким органом являлся ГУПР МПР РФ по Волгоградской области, на момент вынесения судебного акта данные функции возложены на Ростехнадзор.
Указанные выводы суда соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, разрешением на образование и размещение отходов производства и потребления от 21.06.2004 N 1461 Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (КПР И ООС Администрации Волгоградской области) разрешено Муниципальному унитарному предприятию "Урюпинский комбинат благоустройства" захоранивать и размещать отходы 1 класса опасности в количестве 0,0060 т/год, 3 класса - 0,0090, 4 класса - 18,4300 сроком действия с 01.01.2004 до 31.12.2004.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
На основании ст. 24 того же Закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" определен порядок выдачи разрешительной документации на право обращения с отходами, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.
Из материалов дела усматривается, что на территории Волгоградской области на момент принятия разрешения на образование и размещение отходов производства и потребления, выданного МУП "Урюпинский комбинат благоустройства", - 21.06.2004 (л. д. 15, т. 1) - функционировало Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Волгоградской области (л. д. 23 и л. д. 26, т. 1).
Таким образом, утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МУП "Урюпинский комбинат благоустройства" должно было производиться указанным федеральным органом.
Кроме того, суд правильно не принял во внимание доводы КПР и ОСС Администрации Волгоградской области на Генеральное соглашение от 11.02.2003, заключенное между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области (л. д. 32 - 39, т. 1)
КПР и ОСС Администрации Волгоградской области не представлено доказательств одобрения Правительством РФ Генерального соглашения от 11.02.2003 в соответствии со ст. 24 ФЗ от 24.06.99 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на дату заключения Генерального соглашения, заключенного между Министерством природных ресурсов России и Администрацией Волгоградской области.
Поэтому применение норм материального права судом первой и апелляционной инстанции является правильным, обстоятельства дела установлены судом в соответствии с материалами дела, для переоценки материалов дела у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11 января 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 11 марта 2005 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-34337/04-С37 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 19.05.2005 n А12-34073/04-С47 Жалоба на определение может быть подана в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения, если иной срок не установлен Арбитражным процессуальным кодексом РФ.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также