ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 12.05.2005 n А65-17384/2004-СА2-8 Заявление о признании недействительным решения налогового органа удовлетворено правомерно, поскольку ответчик, признавая налогоплательщика виновным в совершении налогового правонарушения, не доказал, что от НДС освобождены только услуги по найму жилого помещения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 12 мая 2005 года Дело N А65-17384/2004-СА2-8

(извлечение)
Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный сервис" (далее - ГУП "ЖКС") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 6 августа 2004 г. N 205 о привлечении к налоговой ответственности, по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 995690 руб., доначислении налога на добавленную стоимость в общей сумме 4985654 руб., пени в сумме 277035 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 ноября 2004 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14 января 2005 г. решение первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ГУП "ЖКС" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья, за ремонт, за наем жилья, в связи с чем от налога на добавленную стоимость освобождается квартирная плата, взимаемая в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.
Также заявитель кассационной жалобы указывает на то, что с 1 января 2004 г. нанимателям не начислялись и не предъявлялись к уплате платежи за обслуживание внутридомовых электрических сетей, а также платежи на капитальный ремонт жилых зданий, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле счета-извещения за январь - апрель 2004 г., плата по указанным позициям - денежные средства населения за период до 1 января 2004 г., поступившие после указанной даты.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением N 205 от 6 августа 2004 г. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны Республики Татарстан привлекла ГУП "ЖКС" к налоговой ответственности, по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 995690 руб., а также доначислен налог на добавленную стоимость: по сроку 20 февраля 2004 г. - в сумме 1250204 руб., по сроку 20 марта 2004 г. - в сумме 1250123 руб., по сроку 20 апреля 2004 г. - в сумме 1249201 руб., по сроку 20 мая 2004 г. - в сумме 1236126 руб., начислены пени в общей сумме 277035 руб.
Налоговое правонарушение, по мнению налогового органа, выражено в том, что в нарушение п/п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с данными налогового регистра по учету начисления представленных льготных услуг относительно поставщиков за январь, февраль, март, апрель 2004 г. ГКП "ЖКС" исключило из налогооблагаемой базы стоимость услуг по обеспечению технического и санитарного состояния, капитальному ремонту жилых зданий, обслуживанию мусоропроводов, содержанию дворов, текущему ремонту электрических сетей, текущему ремонту внутридомовых санитарно-технических сетей, текущему ремонту жилых зданий, уборке подъездов, управлению жилым домом, а также занизило налог на добавленную стоимость к уплате за январь 2004 г. в сумме 1250204 руб., за февраль 2004 г. - в сумме 1250123 руб., за март 2004 г. - 1249201 руб., за апрель 2004 г. - в сумме 1236126 руб.
Налоговый орган, ссылаясь на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163, считает, что спорные услуги являются самостоятельным видом деятельности, относятся к жилищным услугам и классифицируются по коду 041101 "предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности".
Согласно п/п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В то же время, наряду с обязанностью передать жилое помещение нанимателю, Гражданский кодекс Российской Федерации относит к обязанностям наймодателя его текущее содержание и капитальный ремонт (п. 2 ст. 676, п. 2 ст. 681 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом плата за жилое помещение должна покрыть расходы наймодателя по текущему содержанию и капитальному ремонту переданного в наем жилого помещения.
Однако коммунальные платежи производятся нанимателем самостоятельно (п. 3 ст. 678 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу гражданского законодательства услуги по предоставлению в пользование жилого помещения предполагают, наряду с непосредственной передачей жилого помещения, оказание услуг по его текущему содержанию и капитальному ремонту.
Следовательно, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений не исключает услуги по текущему содержанию и капитальному ремонту жилых помещений.
Оспаривая судебные акты по делу, заявитель кассационной жалобы пояснил, что ГУП "ЖКС", согласно Уставу (п. 2.2) (л. д. 100, т. 2), формирует заказы на работы по ремонту, по содержанию и обслуживанию жилого фонда, и, согласно Приказу предприятия "Учетная политика", выручкой управляющей компанией является управление жилищным фондом, наем жилого фонда.
С 1 января 2004 г. нанимателям не начислялись и не предъявлялись к уплате платежи за обслуживание электрических сетей, а также платежи на капитальный ремонт жилых зданий, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле счета-извещения за январь - апрель 2004 г. Все платежи с населением за наем жилого фонда производятся в централизованном порядке, то есть оплату производит ООО "Городской расчетный центр", который проводит перечисление ГУП "ЖКС" сумм, поступивших от населения за наем и техническое обслуживание жилья. В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья включает внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения - также внесение платы за наем жилого помещения.
Учитывая, что услуга по предоставлению жилых помещений включает в себя услуги по обеспечению технического и санитарного состояния, капитальный ремонт жилых зданий, обслуживание мусоропроводов, содержание дворов, текущий ремонт электрических сетей, уборку подъездов, управление жилым фондом, что и входит в обязанности балансодержателя жилого фонда, и что налоговый орган не оспаривает, суд кассационной инстанции выводы судебных инстанций считает ошибочными и судебные акты - подлежащими отмене.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Признавая налогоплательщика виновным в совершении налогового правонарушения, налоговый орган не доказал, что п/п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налога на добавленную стоимость освобождены только услуги по найму жилого фонда, как это предусмотрено гл. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 3 ноября 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 14 января 2005 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-17384/2004-СА2-8 отменить, кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный сервис", г. Набережные Челны Республики Татарстан, удовлетворить.
Заявленные Государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальный сервис", г. Набережные Челны Республики Татарстан, исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны Российской Федерации от 6 августа 2004 г. N 205.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 12.05.2005 n А65-16718/03-СГ3-33 В удовлетворении иска о признании права собственности и об истребовании имущества отказано правомерно в связи с недоказанностью истцом права собственности на спорные объекты недвижимости.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также