ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.05.2005 n А65-20460/2004-СА1-7 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании налоговых санкций за непредставление налоговым агентом сведений, поскольку банк в спорном правоотношении налоговым агентом не является, следовательно, у него нет обязанности сообщать в налоговый орган о суммах, выплаченных им физическим лицам при обналичивании векселей.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 мая 2005 года Дело N А65-20460/2004-СА1-7

(извлечение)
Межрайонная Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации N 20 по Республике Татарстан (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан заявлением к Открытому акционерному обществу "АКИБАНК" (далее - Общество) о взыскании 700 руб. налоговых санкций.
Решением от 16.11.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении требований Общества отказать. По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество является налоговым агентом и в соответствии со ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) должно выполнять обязанности по предоставлению сведений в налоговый орган.
В судебном заседании представитель Общества просила оставить судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов Инспекции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, о чем составлен акт N 24/12 от 23.03.2004.
В ходе проверки Инспекция установила, что Общество не представило в Инспекцию сведения о доходах физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами (обналичивание векселей).
По результатам проверки Инспекцией было вынесено решение N 31/12 от 15.04.2004 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Кодекс за непредставление сведений о доходах, выплаченным физическим лицам в 2002 г. в виде взыскания штрафа в размере 700 руб.
В связи с неуплатой Обществом сумм штрафа в срок, установленный в требовании N 45 от 15.04.2004, Инспекция обратилась в арбитражный суд за их взысканием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что общество не является налоговым агентом физических лиц - векселедержателей, в связи с чем привлечение его к ответственности по п. 1 ст. 126 Кодекса является неправомерным.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Согласно п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Для целей применения главы 23 Кодекса в силу п. 1 ст. 226 налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи (все доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса).
В соответствии с п. п. 3, 8 ст. 214.1 Кодекса к налоговым агентам, обязанным исчислить и уплатить налог на доходы по операциям с ценными бумагами, отнесены организации, являющиеся источником выплаты дохода налогоплательщикам - физическим лицам во исполнение договоров на брокерское обслуживание, договоров доверительного управления на рынке ценных бумаг, договоров комиссии или поручения на совершение операций купли-продажи ценных бумаг в пользу налогоплательщика.
На порядок исчисления и уплаты налога с сумм, полученных налогоплательщиками, как в рассматриваемом случае от операций с ценными бумагами без заключения договоров на брокерское обслуживание, договоров доверительного управления на рынке ценных бумаг, договоров комиссии, поручения приведенные положения не распространяются. Следовательно, Общество по операциям обналичивания векселей не выступало в качестве налогового агента. В таких случаях налогоплательщик самостоятельно декларирует свои доходы и производит исчисление и уплату налога.
Пунктом 2 ст. 230 Кодекса обязанность представлять в налоговый орган сведения о выплаченных физическим лицам доходов возложена только на налоговых агентов.
Поэтому вывод суда о том, что Общество в спорном правоотношении налоговым агентом не является, следовательно, у него нет обязанности сообщать в налоговый орган о суммах, выплаченных им физическим лицам при обналичивании векселей, судебная коллегия находит законным и обоснованным.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 03.02.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-20460/2004-СА1-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.05.2005 n А65-20457/04-СА1-29 Объект налогообложения по налогу на игорный бизнес считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также