ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.05.2005 n А55-8733/04-41 Поступление выручки за услуги по экспортным перевозкам грузов на доходные счета Министерства путей сообщения РФ и представление выписок с этих счетов в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС правомерно и не противоречит требованиям Налогового кодекса.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 мая 2005 года Дело N А55-8733/04-41

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" (далее - "Куйбышевская железная дорога") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения N 09-15/1912"а"/45 от 22.03.2004.
Решением суда от 01.11.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции 21.01.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, в обоснование указывая на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, "Куйбышевская железная дорога" не подтвердила экспорт товаров и услуг по транспортировке данных товаров и не подтвердила фактическое поступление выручки за оказанные услуги по транспортировке товаров.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражения на них изложил в отзыве на жалобу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, "Куйбышевская железная дорога" в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающей порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, представила в Инспекцию налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2003 г.
В данной декларации "Куйбышевская железная дорога" заявила услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортированных товаров в сумме 998768980 руб. и сумму налоговых вычетов по приобретенным материальным ресурсам, приходящимся на заявленные экспортные операции в размере 76932268 руб.
Налоговая инспекция, рассмотрев в ходе камеральной налоговой проверки декларацию и приложенные к ней документы, приняла оспариваемое решение, которым привлекла "Куйбышевскую железную дорогу" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату сумм налога в результате неправильного исчисления налога вследствие необоснованного применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) 0 процентов по экспортным услугам в виде штрафа в размере 17905846 руб. с предложением уплатить НДС в размере 89529229 руб. и пени в сумме 3940617 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, "Куйбышевская железная дорога" обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
На основании п. 1 ст. 164 Кодекса услуги по транспортировке экспортируемых товаров облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов.
Согласно п. 3 ст. 172 Кодекса суммы НДС по услугам, облагаемым по ставке налога в размере 0%, принимаются к вычетам только при предоставлении в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
В соответствии с п/п. 2 п. 5 ст. 165 Кодекса в подтверждение своего права на применение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость и получение налоговых вычетов "Куйбышевская железная дорога" представила выписки (копии) банков, подтверждающих фактическое поступление выручки за оказанные услуги по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта или транзита, на счет железной дороги с учетом особенностей, предусмотренных п/п. 2 п. 1 и п/п. 3 п. 2 названной статьи, а также копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и с отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров").
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении 12-П от 14.07.2003 "По делу о проверке конституционности положений ст. 4, п. 1 ст. 164, п. п. 1 и 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и ст. 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами Общества с ограниченной ответственностью "Папирус", Открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" и Общества с ограниченной ответственностью "Коммерческая компания "Балис" указал на возможность налогоплательщиков - перевозчиков экспортных грузов по предоставлению в обоснование применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость документов, прямо не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что при вынесении решения Инспекция сослалась на отсутствие отметок таможни на ряде товаросопроводительных документах (накладных) - "выпуск разрешен", "товар вывезен", что представлен неполный комплект документов без отметок "экспорт", представлены в нарушение ст. 165 Кодекса документы без взаимоувязки перечней, грузовой таможенной декларации и единых международных перевозочных документов с соответствующими платежными документами, в платежных поручениях выделен налог на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В ходе судебного разбирательства налогоплательщиком были представлены указанные выше документы, свидетельствующие о доказанности факта экспорта услуг (т. 2 - т. 61). Поэтому, учитывая, что "Куйбышевская железная дорога" представила перевозочные документы, подтверждающие фактический экспорт грузов, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерности решения налогового органа в этой части.
Также судами обоснованно признаны несостоятельными доводы Инспекции о том, что в ряде платежных документов НДС выделен отдельной строкой.
В соответствии с п. 1 ст. 164 Кодекса хозяйственные операции, в расчет которых поступали денежные средства от контрагентов железной дороги согласно указанным в решении налогового органа платежным поручениям, подлежат обложению налогом по ставке 0 процентов. Нарушения, допущенные контрагентами железной дороги при оформлении платежных документов, не могут являться основанием для обложения таких хозяйственных операций по иной ставке.
В платежных поручениях на оплату стоимости железнодорожного тарифа (стоимости услуг по перевозкам) указывается, что производится перечисление денежных средств за экспортные перевозки на соответствующие экспортные лицевые счета.
В материалах дела имеются представленные заявителем в ходе судебного разбирательства выписки из экспортных лицевых счетов клиентов, которыми подтверждено, что поступившие по указанным в решении налогового органа платежным поручениям денежные средства полностью учитывались в счет оплаты за услуги по перевозкам экспортных грузов, и на эти суммы клиентам оказаны услуги по экспортным перевозкам, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела и исследованные судом счета-фактуры.
Поэтому вывод суда о том, что у "Куйбышевской железной дороги" в связи с вышеизложенным отсутствовали основания для обложения указанных хозяйственных операций по иной ставке, чем указано в п. 1 ст. 164 Кодекса, является обоснованным.
Арбитражным судом правомерно установлено, что довод Инспекции о том, что получение выручки по операциям, связанным с перевозкой экспортных грузов на основной доходный счет Министерства путей сообщения (далее - МПС) Российской Федерации, лишает "Куйбышевскую железную дорогу" права на применение нулевой ставки налога, является несостоятельным, поскольку возможность зачисления экспортной выручки на счет МПС Российской Федерации прямо предусмотрена п/п. 1 п. 5 ст. 165 Кодекса.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 9 Федерального закона от 25.12.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" расчеты отправителей грузов с предприятиями железнодорожного транспорта осуществляются в порядке, определяемом уставом железных дорог. В статье 36 Федерального закона от 08.01.98 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог" порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (т.е. МПС РФ) в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, вместо пункта 7 статьи 9 Федерального закона от 25.12.1995 N 153-ФЗ имелся в виду пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ.
------------------------------------------------------------------
Во исполнение указанной нормы принято Положение о порядке проведения операций по доходным счетам МПС (утв. Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 25.03.94 N 82), согласно п. 6 которого железная дорога обязана указывать в договорах, счетах и денежно-расчетных документах на перевозки банковские реквизиты основного доходного счета МПС Российской Федерации для непосредственного зачисления на них денежных поступлений от перевозок.
Выручка по услугам по перевозкам поступает на счет N 40505810905000000001.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, утвержденным Положением Центрального Банка Российской Федерации N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", счет N 405 относится к счетам предприятий, находящихся в федеральной собственности, по счету N 40505 ведутся доходные счета МПС Российской Федерации.
В пункте 1.1.1 Инструкции о порядке бухгалтерского учета, выручки, доходных поступлений и доходов железных дорог, утвержденной МПС Российской Федерации 15.12.96 также указано, что выручка за перевозки и связанные с ними услуги - это сумма денежных расчетов, поступающая на доходные счета МПС Российской Федерации. В соответствии с указанной Инструкцией для учета выручки железных дорог от перевозок по месту нахождения управлений железных дорог для каждой железной дороги в учреждениях банка открываются основные доходные счета МПС Российской Федерации.
В соответствии с учетной политикой предприятия (п. 1.1.1 учетной политики железной дороги на 2003 г.) полученная выручка от перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа учитывается по моменту поступления денежных средств на доходные и валютные счета МПС Российской Федерации.
Поэтому поступление выручки за услуги по экспортным перевозкам грузов на доходные счета МПС РФ и представление выписок с этих счетов в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС правомерно и не противоречит требованиям п. 5 ст. 165 Кодекса.
В соответствии с вышеизложенным судебная коллегия считает, что арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что у Инспекции не было оснований для привлечения "Куйбышевской железной дороги" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, доначисления НДС и пени.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.01.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8733/04-41 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.05.2005 n А55-7621/04-33 Арбитражный суд удовлетворил требования истца в части взыскания долга и неустойки по арендной плате в связи с отсутствием доказательств исполнения ответчиком данного обязательства по договору аренды земельного участка; в части требования истца о расторжении договора аренды суд оставил иск без рассмотрения, т.к. истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также