ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05 - 12.05.2005 n А55-13959/03-41 Дело по заявлению о взыскании убытков направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 - 12 мая 2005 года Дело N А55-13959/03-41

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара,
на решение от 24 декабря 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 3 марта 2005 г. по делу N А55-13959/2003-41 Арбитражного суда Самарской области
по заявлению Открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара, к Самарской области в лице Министерства управления финансами администрации Самарской области, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара, городу Чапаевску Самарской области в лице Финансового управления администрации города Чапаевска, г. Чапаевск, Администрации города Чапаевска, г. Чапаевск, Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Самарской области, г. Самара, Правительства Российской Федерации, г. Москва, Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, с участием МУ "Управление социальной защиты населения", г. Чапаевск, о взыскании 1223628, 5 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самараэнерго" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту финансов администрации Самарской области и Финансовому управлению администрации г. Чапаевска о взыскании 1223628 руб. 50 коп. убытков в виде неполученных доходов, связанных с уменьшением малоимущему населению города Чапаевска платы за электрическую энергию на сумму субсидий согласно Закону Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Решением от 05.02.2004 в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2004 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела судом привлечены к участию в деле в качестве ответчиков Самарская область в лице Министерства управления финансами администрации Самарской области и Правительства Самарской области, город Чапаевск Самарской области в лице Финансового управления администрации г. Чапаевска и Администрации г. Чапаевска, Российская Федерация в лице Управления федерального казначейства министерства финансов Российской Федерации по Самарской области, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Открытое акционерное общество "Самараэнерго" уточнило исковые требования по взысканию 1223628 руб. 50 коп. убытков:
- с Самарской области в части средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Самарской области на погашение задолженности по предоставленным субсидиям, а также средств, предусмотренных в бюджете Самарской области на указанные расходы, но не перечисленных организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению;
- с города Чапаевска Самарской области в части средств, поступивших из федерального бюджета и бюджета Самарской области в бюджет г. Чапаевска на погашение задолженности по предоставленным субсидиям, а также средств, предусмотренных в бюджете г. Чапаевска на указанные расходы, но не перечисленных организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению;
- с Российской Федерации, в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Самарской области, в остальной части, которые приняты судом первой инстанции.
Решением от 24.12.2004 в иске отказано в связи с недоказанностью факта наличия убытков в заявленном размере первичными документами и отсутствием расчета на заявленную сумму, подтвержденного документально; не конкретизацией исковых требований к каждому из ответчиков, недоказанностью их вины и неправомерности действий (бездействия), отсутствия причинной связи в причинении убытков.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.03.2005 решение оставлено без изменения.
Открытое акционерное общество "Самараэнерго", обжалуя решение от 24.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 в кассационном порядке, указывает в кассационной жалобе на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить, а иск удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что судами дана неверная оценка представленным доказательствам и у судов имелись все основания определить надлежащего ответчика по делу - Российскую Федерацию.
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12.05.2005 до 16 часов 00 минут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска является требование истца о возмещении ответчиками 1223628 руб. 50 коп. убытков, возникших в связи с реализацией Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 02.08.99 N 887, в части снижения стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим на основании данного Закона и нормативного акта право на получение государственных жилищных субсидий, предоставленных в 2002 г. на указанную сумму.
Названным Федеральным законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 предусмотрено предоставление семьям, в которых совокупный доход на одного человека не превышает прожиточного минимума, жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг, по расходам на эти цели, превышающим половину установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Порядок и условия предоставления таких субсидий должны быть установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обеспечение предоставления субсидий Законом возложено на органы местного самоуправления. При этом возмещение, связанное с предоставлением гражданам субсидий, должно осуществляться за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, размер которой устанавливается законами о бюджете на очередной финансовый год.
Согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи" от 17.07.99 N 178-ФЗ, введенному в действие с 09.06.2000, государственная социальная помощь, в том числе и в виде субсидий, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущей семьи. В силу ст. 12 указанного Федерального закона государственная социальная помощь в виде субсидий осуществляется в виде денежных выплат.
Субсидия гражданам предоставляется в безналичной форме в виде уменьшения размера их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17.07.99 N 178-ФЗ источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В обоснование исковых требований о фактическом предоставлении субсидий гражданам в 2002 г. на сумму иска истец сослался на справку руководителя Управления финансами администрации города Чапаевска N Д-04 от 24.09.2003 (т. 1, л. д. 17), подтверждающую задолженность по возмещению затрат на сумму 1223,6 тыс. руб. и справку по проверке фактически предоставленных субсидий населению в 2002 г. Чапаевским отделением Энергосбыта Открытого акционерного общества "Самараэнерго" от 14.09.2004, подписанную специалистами Финансового управления администрации города Чапаевска и руководителями Чапаевского отделения Энергосбыта, согласно которой бюджетное недофинансирование за 2002 г. составило 1223628 руб.
Оценивая представленные справки, суды первой и апелляционной инстанций исключили их из числа доказательства, подтверждающие затраты истца по фактическому предоставлению субсидий населению в 2002 г. на данную сумму, мотивируя это тем, что в ходе рассмотрения дела Управление финансами администрации города Чапаевска не признало указанную в справке N Д-04 от 24.09.2003 сумму, а справка от 14.09.2004 не является доказательством причинения убытков, поскольку в ней отражены лишь суммы начисленных, но не фактически предоставленных субсидий.
Вместе с тем из текста справки от 14.09.2004 усматривается, что специалистами Финансового управления администрации города Чапаевска проводилась проверка фактической оплаты электроэнергии жильцами в 2002 г. по действующему тарифу за минусом субсидий по лицевым счетам абонентов и спискам лиц, имеющих право на получение субсидий.
Таким образом, вывод судов об отсутствии доказательств фактических затрат истца на предоставление субсидий в заявленной им сумме, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан при неполном исследовании обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Тем более что при первоначальном рассмотрении иска Финансовое управление г. Чапаевска сумму убытков не оспаривало.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что судом первой инстанции предлагалось сторонам провести сверку расчетов по сумме начисленных и предоставленных в 2002 г. субсидий.
Не имеется в материалах дела и доказательств того, что на основании справок третьего лица - Муниципального учреждения "Управления социальной защиты населения" г. Чапаевска - по предоставленным субсидиям не производились Открытым акционерным обществом "Самараэнерго" соответствующие уменьшения сумм по оплате за электроэнергию малоимущим слоям населения г. Чапаевска.
Привлекая к рассмотрению дела в качестве соответчиков г. Чапаевск, Самарскую область, Российскую Федерацию и приняв уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к каждому из них, суды первой и апелляционной инстанций не исследовали вопрос о фактическом финансировании в 2002 г. субсидий каждым из соответчиков и не определили, по чьей вине не производилось возмещение по предоставлению субсидий на заявленную сумму иска.
Отсутствие в законодательстве указаний на источник финансирования субсидий и порядок возмещения затрат не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 02.02.99, пробел в законодательстве урегулирования порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением, предусмотренных законодательством льгот, в том числе и субсидий, не может быть препятствием для разрешения споров по их возмещению и являться отказом в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при неполном исследовании всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, что согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом вышеизложенного дополнительно исследовать вопрос о результатах проверки фактического предоставления субсидий в 2002 г. населению города Чапаевска Открытым акционерным обществом "Самараэнерго", изложенных как в справке N Д-04 от 24.09.2003, так и в справке Финансового управления от 14.09.2004 администрации города Чапаевска, при необходимости обязать истца и Финансовое управление администрации города Чапаевска провести сверку расчетов с привлечением третьего лица - Муниципального учреждения "Управления социальной защиты населения" либо рассмотреть вопрос о назначении бухгалтерской экспертизы.
Исследовать вопрос о фактическом финансировании и возмещении затрат по предоставленным истцом субсидиям в 2002 г. с возложением ответственности за возникшие убытки на надлежащего ответчика исходя из положений ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-13959/2003-41 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 05.05.2005 n А55-13855/2004-29 Арбитражный суд правомерно удовлетворил заявление о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку представленный налоговому органу пакет документов соответствует требованиям налогового законодательства и оснований для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость не было.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также