ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 03.05.2005 n А12-14751/04-С56 Нарушение порядка проведения открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, является основанием для признания открытого конкурса среди страховых организаций на право заключения договоров обязательного медицинского страхования несостоявшимся.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 мая 2005 года Дело N А12-14751/04-С56

(извлечение)
Территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Волгоградской области и Республике Калмыкия, правопреемником которого является Управление федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Администрации Волгоградской области о признании несостоявшимся открытого конкурса среди страховых организаций на право заключения договоров обязательного медицинского страхования неработающего населения муниципальных образований Волгоградской области, проведенного Администрацией Волгоградской области в декабре 2003 г. - январе 2004 г.
Решением от 20.09.2004 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.12.2004 решение отменено по п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что формальные нарушения правил, установленных ст. 14 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", не повлекли нарушения прав заинтересованных лиц при проведении конкурса.
Обжалуя Постановление апелляционной инстанции в кассационном порядке, антимонопольный орган в кассационной жалобе указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит Постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неправильное толкование судом апелляционной инстанции норм Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в частности ст. 14 этого Закона, которая носит императивный характер и не требует доказывания наличия отрицательных последствий и нарушения прав заинтересованных лиц, неприменение ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда положениям Регламента конкурсной комиссии и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска.
Как следует из материалов дела, Администрацией Волгоградской области в декабре 2003 г. - январе 2004 г. проведен открытый конкурс среди страховых организаций на право заключения договоров обязательного медицинского страхования неработающего населения муниципальных образований Волгоградской области.
Основанием для проведения конкурса явились заявки на проведение конкурса администраций муниципальных образований Волгоградской области - 32 районов и городов (Камышина, Михайловки, Урюпинска, Фролово, Волжского).
Администрация Волгоградской области 06.08.2003 направила в газету "Волгоградская область" письмо (исх. N 13-27-619) с просьбой опубликовать извещение о проведении открытого конкурса, которое было опубликовано 09.08.2003. Из текста извещения усматривалось, что срок предоставления заявок - 45 дней со дня опубликования.
Окончательное согласование конкурсной документации антимонопольным органом в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2002 N 737 "О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета" произведено письмом N 04-14/3103 от 05.11.2003.
В конкурсе приняли участие шесть страховых медицинских организаций: Открытое акционерное общество Страховая фирма "Сервита Мед", СМФ "Лисса-комплекс-М", Закрытое акционерное общество "КапиталЪ Медицинское страхование", Открытое акционерное общество "Газпроммедстрах", ГУП "Волгоградская областная страховая медицинская компания", Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Триада-Волгомед".
Конкурсной комиссией, согласно протоколу N 79 от 29.12.2003, произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, а 20.01.2004 подведены итоги конкурса и победителями признаны все шесть участников конкурса, подавших заявки на его участие.
Антимонопольный орган, выявив нарушения порядка проведения открытого конкурса, создающие преимущественные условия участия в открытом конкурсе Обществу с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Триада-Волгомед" и ГУП "Волгоградская областная страховая медицинская компания", руководствуясь ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании открытого конкурса несостоявшимся.
В качестве оснований для признания открытого конкурса несостоявшимся с учетом уточнений и дополнений исковых требований указывались:
- нарушение п. 9 Регламента конкурсной комиссии и п. 5 Положения о страховых медицинских организациях;
- нарушение Методики оценки проведения конкурсных предложений, предусматривающей бальную систему определения победителя;
- нарушение сроков опубликования извещения о проведении конкурса до окончательного согласования конкурсной документации с антимонопольным органом, установленных п. 5 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.10.2002 N 737 "О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета";
- нарушение положений раздела 5 Правил проведения конкурса не был определен победитель конкурса по каждому конкретному муниципальному образованию, передавшему свои полномочия на проведение конкурса администрации Волгоградской области;
- аффилированность лица, проводившего конкурс по отношению к ГУП "Волгоградская областная страховая медицинская компания".
Согласно ст. 14 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" порядок проведения открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливается по согласованию с федеральным антимонопольным органом с учетом следующих требований:
установления регламента образования и деятельности конкурсной комиссии;
установления порядка организации и проведения открытого конкурса и требований, предъявляемых к его участникам;
запрещения осуществлять организаторам открытого конкурса координацию деятельности его участников, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции между участниками или ущемление интересов отдельных его участников;
ознакомления участников открытого конкурса с правилами открытого конкурса в приемлемый срок до начала его проведения;
ограничения или прекращения доступа любых лиц к участию в открытом конкурсе, а также исключения из состава его участников лиц, имеющих право участвовать в открытом конкурсе только в случаях нарушения ими установленных правил проведения открытого конкурса и законодательства Российской Федерации.
Порядок проведения открытого конкурса предусматривает также, что ни одному из участников открытого конкурса не могут быть созданы преимущественные условия участия в открытом конкурсе, в том числе доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в открытом конкурсе.
Организаторы открытого конкурса и сотрудники организаторов открытого конкурса не могут быть участниками открытого конкурса или аффилированными лицами по отношению к любому из участников указанного открытого конкурса.
Судом апелляционной инстанции бесспорно установлено, что определенный Федеральным законом порядок проведения открытого конкурса Администрацией Волгоградской области был нарушен, в частности, по срокам опубликования сообщения о его проведении, по созданию преимущественных условий Обществу с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Триада-Волгомед" по отношению к другим участникам конкурса, по неопределению победителей конкурса по каждому муниципальному образованию, по неопределению победителя конкурса по согласованной регламентом бальной системой критерия оценки конкурсных предложений.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции в нарушение требований ст. 14 указанного Закона, а также ч. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации сделал ошибочный вывод о том, что указанные нарушения носят формальный характер и не свидетельствуют о нарушении чьих-либо прав.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" нарушение правил, установленных данной статьей, является основанием для признания конкурса несостоявшимся.
Указанная статья в контексте со ст. ст. 1, 2, 13, 22 и 23 данного Закона возлагает обязанность на антимонопольный орган по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг в целях защиты конкуренции на этом рынке.
Выявленные бесспорные нарушения порядка проведения открытого конкурса не могут носить формальный характер, так как ст. 14 Федерального закона носит императивный характер и для признания конкурса несостоявшимся не требуется наступления каких-либо отрицательных последствий, в том числе нарушения чьих-либо прав.
Поскольку судом апелляционной инстанции были установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 и ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает Постановление апелляционной инстанции от 22.12.2004 подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований, а иск подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 22.12.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-14751/04-С56 отменить в части отказа в иске.
Иск удовлетворить.
Признать несостоявшимся открытый конкурс среди страховых организаций на право заключения договоров обязательного медицинского страхования неработающего населения муниципальных образований Волгоградской области, проведенный Администрацией Волгоградской области в декабре 2003 г. - январе 2004 г.
В остальной части Постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 03.05.2005 n А06-2108У-4/03Н.Р. Арбитражный суд удовлетворил иск налогового органа о взыскании налоговых санкций за неполную уплату НДС, т.к. налогоплательщик предъявил к вычету НДС, не уплаченный при приобретении товара.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также