ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 19.04.2005 n А12-20007/03-С47 Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска о признании сделки по приватизации недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, т.к. план приватизации, утвержденный комитетом по управлению государственным имуществом, соответствовал требованиям действующего законодательства; ограничения на приватизацию акционерного общества открытого типа, преобразованного из добровольных акционерных союзов, не были установлены.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 апреля 2005 года Дело N А12-20007/03-С47

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Департамента муниципального имущества Администрации г. Волгограда, г. Волгоград,
на решение от 15.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 19.01.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-20007/03-С32-V/30
по иску Департамента муниципального имущества Администрации г. Волгограда к Открытому акционерному обществу "Центр бытовых услуг", г. Волгоград, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, третьи лица: Администрация г. Волгограда, Родионов И.Ф., г. Волгоград, Некоммерческая организация "Волгоградский фонд развития инфраструктуры услуг", г. Волгоград, о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципального имущества Администрации г. Волгограда обратился с иском к Открытому акционерному обществу "Центр бытовых услуг" (далее - ОАО "Центр бытовых услуг"), Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о применении последствий недействительности ничтожной сделки Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - КУГИ) по передаче объекта недвижимости в виде встроенных нежилых помещений общей площадью 11124,1 кв. м, находящихся в здании, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Рабоче-крестьянская,9, в уставный капитал Открытого акционерного общества "Центр бытовых услуг" (далее - ОАО "ЦБУ").
В качестве применения последствий истец просил передать спорный объект в муниципальную собственность г. Волгограда. В обоснование заявленного иска Департамент муниципального имущества указал, что спорное нежилое помещение является муниципальной собственностью согласно Постановлению Администрации Волгоградской области от 20.12.93 N 394 и решению Малого совета Волгоградского областного Совета народных депутатов от 24.12.92 N 29/398.
В дальнейшем истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил основание иска, указав, что спорное нежилое помещение является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона - п. 2 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
До вынесения судом решения истцом было подано ходатайство, в котором истец заявлял об изменении предмета иска и просил суд:
- признать недействительной (ничтожной) сделку КУГИ по передаче встроенных нежилых помещений общей площадью 8971 кв. м в подвале и на 1 - 5 этажах здания по ул. Рабоче-крестьянская,9 Ворошиловского района г. Волгограда в уставный капитал ОАО "Центр бытовых услуг";
- истребовать из чужого незаконного владения КУГИ нежилые помещения общей площадью 2299,8 кв. м, расположенные в этом же здании на 6 - 8 этажах.
Определением суда от 26.10.2004 данное ходатайство истца удовлетворено частично, к рассмотрению принято ходатайство об уточнении предмета иска в части признания недействительной сделки по передаче в уставный капитал 8971 кв. м встроенных нежилых помещений общей площадью 8971 кв. м в подвале и на 1 - 5 этажах здания по ул. Рабоче-крестьянская,9 Ворошиловского района г. Волгограда.
В принятии заявления об уточнении исковых требований в части истребования из чужого незаконного владения КУГИ нежилых помещений общей площадью 2299,8 кв. м отказано, истцу разъяснено его право на подачу отдельного самостоятельного искового заявления.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Администрация г. Волгограда, а также Некоммерческая организация "Волгоградский фонд развития инфраструктуры услуг", являвшаяся ранее собственником спорного нежилого помещения, и гражданин Родионов И.Ф., являющийся собственником спорного нежилого помещения в настоящее время.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2004 г. в удовлетворении исковых требований было отказано.
В описательной части указанного судебного акта нашло отражение, что в процессе рассмотрения дела было установлено: ОАО "Центр бытовых услуг" ликвидировано 14.01.2004, исключено из Единого государственного реестра юридических лиц и производство по делу в части исковых требований к данному ответчику подлежит прекращению в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Однако, поскольку решение в части указанных требований судом принято не было, 8 декабря 2004 г. им было принято дополнительное решение о прекращении производства по делу в части исковых требований к ответчику ОАО "Центр бытовых услуг".
Постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2005 принятое решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Администрация г. Волгограда и Департамент муниципального имущества Администрации г. Волгограда ставят вопрос об отмене решения от 15.11.2004 и Постановления апелляционной инстанции от 19.01.2005 как принятых с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт.
Законность решения от 15.11.2004 и Постановления апелляционной инстанции от 19.01.2005 проверены в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено.
Как свидетельствуют материалы дела и установлено судом, Администрацией Волгоградской области принято Постановление от 16.06.94 N 283 "О преобразовании Волгоградоблбытсоюза в акционерное общества открытого типа".
Во исполнение данного Постановления и в соответствии с решением собрания учредителей Волгоградоблбытсоюз от 22.06.94 Комитетом по Управлению государственным имуществом Волгоградской области 27.01.95 принято решение N 15 об учреждении Акционерного общества открытого типа "Центр бытовых услуг".
В пункте 2 данного решения указано на внесение в качестве учредительного взноса в уставный капитал АООТ "Центр бытовых услуг" государственного имущества стоимостью 32456 руб. согласно балансу на 01.07.94.
Пунктом 3 решения предусмотрена передача по договору аренды ТОО "Дом моделей" 2258 кв. м общей площади Ворошиловского дома быта в г. Волгограде по ул. Рабоче-крестьянской,9 остаточной стоимостью 12030800 руб. Стоимость данных площадей не подлежала включению в уставный капитал Акционерного общества.
В пункте 9 указанного решения отделу акционерных обществ Комитета поручено представить на утверждение план приватизации государственной доли имущества в Акционерном обществе.
Решением Комитета по управлению имуществом Волгоградской области от 31.10.95 N 277 утвержден план приватизации государственной доли Открытого акционерного общества "Центр бытовых услуг".
Согласно плану приватизации в уставный капитал АООТ "ЦБУ" включена стоимость не всего здания Ворошиловского дома бытовых услуг общей площадью 11124,1 кв. м, а только часть его нежилых помещений (подвал, помещения с 1 по 5 этажи), поскольку нежилые помещения, расположенные в названном здании, площадью 2259 кв. м не были включены в план приватизации АООТ "Центр бытовых услуг". Данные нежилые помещения переданы в аренду ТОО "Дом моделей".
Из акта раздела границ площадей, находящихся в государственной собственности Волгоградской области и собственности ОАО "Центр бытовых услуг", расположенных в здании по ул. Рабоче-крестьянская,9, так же следует, что в собственности ОАО "Центр бытовых услуг" находятся нежилые помещения площадью 8971 кв. м, расположенные на подвале и на 1 - 5 этажах здания по ул.Рабоче-крестьянская,9, а в государственной собственности Волгоградской области находятся нежилые помещения, площадью 2299,8, кв. м.
Суд обоснованно не принял во внимание утверждение истца о том, что Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области незаконно, в нарушение ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации реализовал полномочия собственника в отношении не принадлежащего ему имущества, поскольку собственником спорного объекта является муниципальное образование в силу прямого указания п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 и приложения N 3 к данному Постановлению.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в муниципальную собственность городов и районов передаются объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному Постановлению.
В пункте 2 Приложения N 3 к Постановлению от 27.12.91 N 3020-1 в качестве объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, указаны государственные предприятия бытового обслуживания населения, а не объекты недвижимого имущества.
Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности.
Пунктом 9 данного Положения предусматривалось, что в перечень, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены государственные предприятия и объединения государственных предприятий.
Волгоградоблбытсоюз не относился к объектам, подлежащим передаче в муниципальную собственность, поскольку не являлся объединением государственных предприятий, а являлся добровольным объединением предприятий с различной формой собственности, в том числе и частной, о чем верно указано судом.
Как следует из материалов дела, согласно Приказу Волгоградского облисполкома от 27.10.88 N 347 Управление бытового обслуживания населения было упразднено. На базе объединений, предприятий и организаций упраздненного Управления бытового обслуживания населения было организовано Волгоградское территориальное производственное объединение бытового обслуживания населения.
Согласно п. 8 раздела 1 Устава Волгоградское территориальное производственное объединение бытового обслуживания населения имело в своем составе производственные объединения, предприятия и учреждения, которые являлись юридическими лицами.
Пунктом 2 раздела IV Устава предусмотрено, что имущество Волгоградского территориального производственного объединения бытового обслуживания населения состоит из основных фондов и оборотных средств, иных материальных ценностей и ресурсов, закрепленных за объединением и отраженных на самостоятельном балансе.
Оборотные средства и основные фонды находились в полном хозяйственном ведении Волгоградского территориального производственного объединения бытового обслуживания населения и изъятию не подлежали, Волгоградское территориальное производственное объединение бытового обслуживания населения осуществляло свои права владения, использования и распоряжения основными фондами и оборотными средствами.
В дальнейшем на основании решения Волгоградского облисполкома от 27.02.91 N 4/90 Волгоградское территориальное производственное объединение бытового обслуживания населения было преобразовано в Волгоградский областной союз предприятий бытового обслуживания населения (Волгоградоблбытсоюз). Здание Ворошиловского дома быта передано Волгоградоблбытсоюзу на баланс по акту от 01.07.91.
Волгоградоблбытсоюз являлся правопреемником Волгоградского территориального производственного объединения бытового обслуживания населения, что подтверждается п. 2 решения Волгоградского облисполкома от 2702.91 N 4/90 и Уставом Волгоградоблбытсоюза.
Согласно п. 1.1 Устава Волгоградоблбытсоюз являлся добровольной организацией, объединяющей на договорной основе предприятия (в т.ч. совместные, арендные), организации, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные ассоциации и другие предприятия.
Пунктом 4.1 Устава предусмотрено, что имущество Волгоградоблбытсоюза состоит из основных фондов производственного и непроизводственного назначения, оборотных средств, находящихся на балансе Союза, входящих в его состав. Волгоградоблбытсоюз осуществлял право управления, пользования и распоряжения закрепленным за ним государственным имуществом.
Согласно ст. 13 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 N 445-IX (действовавшего в тот период времени) предприятия могли объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1.
------------------------------------------------------------------
Таким образом, Волгоградоблбытсоюз являлся объединением предприятий Волгоградской области с различной формой собственности, в том числе и частной.
Данное обстоятельство подтверждается учредительным договором АООТ "ЦБУ", в котором указано, что Комитет по управлению имуществом Волгоградской области, Комитет по управлению имуществом г. Волгограда, предприятия и организации, ранее входившие в состав Волгоградоблбытсоюза, на момент его преобразования договорились о преобразовании Волгоградоблбытсоюза в АООТ "ЦБУ". Договор содержит полный перечень предприятий и организаций, имеются подписи их руководителей и оттиски печатей.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что Волгоградоблбытсоюз, являясь объединением предприятий Волгоградской области с различной формой собственности, а не объединением государственных предприятий, не подлежал передаче в муниципальную собственность.
Более того, суд правомерно счел, что спорное нежилое помещение с момента его возведения являлось государственной собственностью. С момента создания производственного объединения, с 1988 г., нежилое помещение находилось в его хозяйственном ведении, а затем, после преобразования в 1991 г., - в ведении Волгоградоблбытсоюза. При преобразовании Волгоградоблбытсоюза в АООТ "ЦБУ" спорное нежилое помещение оставалось в хозяйственном ведении реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства и не изымалось из его ведения.
Объем правомочий лица, владевшего имуществом на праве хозяйстве ведения, до 1995 г. был определен в ГК РФ (1964 г.), Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.90 N 443-1.
Указом Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 19.04.2005 n А12-18714/04-С31 В иске о признании права муниципальной собственности отказано, т.к. истцом не представлены доказательства отнесения спорных объектов к объектам соцкультбыта, которые находятся в ведении областных или городских органов власти; кроме того, на момент подачи иска истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также