ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.04.2005 n А55-8801/04-15(А55-11451/03-40) В удовлетворении иска о признании недействительным договора, предметом которого является исполнение функций организатора конкурсов на размещение муниципального заказа, отказано, т.к. по данному делу арбитражным судом установлено, что правила об аффилированности лиц к спорным отношениям не применимы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 апреля 2005 года Дело N А55-8801/04-15(А55-11451/03-40)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение от 24 января 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8801/04-15(А55-11451/03-40)
по иску Самарского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, г. Самара, к Мэрии города Тольятти, Специализированному финансовому муниципальному учреждению "Фонд имущества города Тольятти", г. Тольятти, о признании недействительным договора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Самарского территориального управления (далее - Самарское ТУ МАП России) обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области о признании недействительным договора от 30.12.2002 N 409 (в редакции дополнительных соглашений от 24.06.2003, 07.07.2003), заключенного между Администрацией города Тольятти и Муниципальным учреждением "Фонд имущества города Тольятти".
В основу исковых требований положены следующие обстоятельства.
Администрацией города Тольятти проведен конкурс по отбору организаторов на размещение муниципального заказа города на 2003 г., победителем которого является Специализированное финансовое муниципальное учреждение "Фонд имущества города Тольятти" (далее - СФМУ "Фонд имущества города Тольятти"), с которым и был заключен оспариваемый договор от 30.12.2002 N 409; предметом его является исполнение функций организатора конкурсов на размещение муниципального заказа. Однако данное соглашение противоречит ст. 4 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Решением суда первой инстанции от 19.12.2003 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2004 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2005 в иске отказано.
Принимая решение, судебная инстанция констатировала, что Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2004 по данному делу преюдициально установлено, что правила об аффилированности лиц к спорным отношениям не применимы, следовательно, выводы Управления ФАС по Самарской области о несоответствии сделки антимонопольному законодательству основаны на неправильном толковании норм права.
В кассационной жалобе антимонопольной службы, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, предлагается судебное решение отменить, иск удовлетворить, поскольку суд не выяснил наличие у Фонда имущества специальной правоспособности.
В судебном заседании представитель Мэрии возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что Фонд имущества в пределах общей правоспособности приобрел функции организатора конкурсов на размещение муниципального заказа.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в выступлении представителя стороны, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое решение подлежит изменению.
Мэрией города Тольятти проведен конкурс по отбору организаторов на размещение муниципального заказа на 2003 г.
Участниками конкурса являлись: Общество с ограниченной ответственностью "Центр подрядных торгов в строительстве", СФМУ "Фонд имущества города Тольятти", Общественный фонд развития культуры, Торгово-промышленная палата города Тольятти и Городской благотворительный фонд "Тольятти".
Победителем конкурса по лоту N 1 "Организация и проведение конкурсов на размещение муниципального заказа города Тольятти по капитальным расходам (капитальное строительство, проектно-изыскательские работы, приобретение оборудования и предметов длительного пользования)" признано СФМУ "Фонд имущества города Тольятти", о чем свидетельствует протокол от 26.11.2002, утвержденный Мэром города.
По результатам конкурса между СФМУ "Фонд имущества города Тольятти" и Мэрией города Тольятти заключен договор от 30.12.2002 N 409, по которому Мэрия (заказчик) поручает, а Фонд (использователь) принимает на себя обязательство по исполнению функции организатора конкурсов на размещение муниципального заказа по вопросам капитальных расходов и закупкам товаров и продукции по текущим расходам.
Самарское территориальное управление МАП России (ныне - Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы), считая, что данный договор противоречит антимонопольному законодательству, обратился с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в иске, арбитражный суд сделал правильный вывод о неприменении к спорным отношениям ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции от 09.10.2002 (далее - Закон о конкуренции), в соответствии с которым под аффилированным лицом понимаются физические или юридические лица, способные оказывать влияние на юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Специализированное финансовое муниципальное учреждение "Фонд имущества города Тольятти" создано Муниципальным образованием город Тольятти в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации для осуществления управленческих функций некоммерческого характера в области приватизации муниципальной собственности.
Следовательно, выводы антимонопольной службы о том, что Мэрия города способна оказывать влияние на предпринимательскую деятельность Фонда имущества, не соответствует обстоятельствам дела и противоречит основным понятиям об аффилированных лицах юридического лица, установленных Законом о конкуренции.
Пунктом 2.3 Устава учреждения одной из деятельностью Фонда является организация и проведение конкурсов на размещение муниципального заказа.
Таким образом, участие СФМУ "Фонд имущества города Тольятти" в конкурсе по отбору организаторов конкурсов на размещение муниципального заказа и, как следствие, заключение договора от 30.12.2002 N 409 осуществлялись в пределах специальной правоспособности и в соответствии с целями его деятельности, закрепленных в учредительных документах.
Вместе с тем в мотивировочной части судебного решения содержатся выводы о применении к спорным отношениям п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа, принятого по данному делу, установлены определенные правовые обстоятельства.
Согласно положениям названной процессуальной нормы обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Действие указанных правил направлено на недопустимость переоценки обстоятельств, которые были уже предметом судебной оценки в другом деле между теми же лицами.
Следовательно, принимаемые судом кассационной инстанции Постановления не являются разновидностью преюдиции для арбитражных судов, повторно рассматривающих то же дело.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции дано ошибочное толкование и применение к спорным отношениям п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2005 по делу N А55-8801/04-15(А55-11451/03-40) изменить.
Исключить из мотивировочной части решения на листе 1 стр. 2 следующий текст: "Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 24.05.2004 по данному делу установлено, что правила об аффилированности лиц к спорным отношениям не применимы.
Данное Постановление вступило в законную силу, поэтому в соответствии со ст. 69 (п. 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом дела, в котором участвуют те же лица, следовательно, Мэрия города Тольятти и СФМУ "Фонд имущества города Тольятти" не являются аффилироваными лицами".
В остальной части указанное решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.04.2005 n А55-3481/04-14 Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска о признании права собственности, т.к. договор купли-продажи объекта, на который ссылается истец, является недействительной сделкой, поскольку право собственности на спорный объект недвижимости за продавцом зарегистрировано не было.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также