ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04.04.2005 n А55-12191/04-31 Заявление о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика удовлетворено правомерно, поскольку, принимая решения о прекращении действия решений о реструктуризации задолженности налогоплательщика в федеральный, региональный и местным бюджеты, налоговый орган в своих решениях не изложил обстоятельства налогового правонарушения и причины, послужившие основанием для прекращения их действия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 апреля 2005 года Дело N А55-12191/04-31

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Самарский завод электромонтажных изделий" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Самары от 22 июля 2004 г. N 1946 об уплате налогов и пени на общую сумму 15490760 руб. 58 коп. и решения от 17 августа 2004 г. N 1831 о взыскании налогов и пени на общую сумму 5336193 руб. 49 коп. за счет денежных средств налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 1 ноября 2004 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 г. решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (правопреемник Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары) обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что поскольку Обществом не выполнены основные условия реструктуризации, налоговым органом приняты решения N 08-26/405 и N 08-26/406 от 6 июля 2004 г. о прекращении действия реструктуризации, в связи с чем налоговый орган обязал принять меры по взысканию задолженности.
Исходя из того, что срок уплаты задолженности, сложившейся у Общества в 1999 - 2000 гг., является измененным в результате действия реструктуризации, в требовании об уплате налога, в графе "установленный срок уплаты", и была поставлена дата принятого Налоговой инспекцией решения об отмене реструктуризации, так как именно с этой даты у налогоплательщика вновь возникла обязанность по уплате обязательных платежей.
Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что отсутствие в требовании ссылок на нормы закона не влечет никаких правовых последствий, поскольку недоимка у Общества существует, а срок исполнения в требовании указан.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
До принятия по делу Постановления в ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 4 апреля 2005 г. в 10 час. 00 мин.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
На основании решения от 17 августа 2004 г. N 1831 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары произвела взыскание с ОАО "Самарский завод электромонтажных изделий" с его счетов в банках сумму неуплаченных налогов, указанных в требовании об уплате налога от 22 июля 2004 г. N 1946, в размере 1246200 руб. и пени в сумме 4089993 руб. 49 коп.
Основанием для взыскания спорных сумм налогов послужили вынесенные Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары решение N 08-26/405 от 16 июля 2004 г. "О прекращении действия решения N 10-18/253 от 15 ноября 2001 г. о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам по региональным и местным налогам" и решение N 08-26/406 "О прекращении действия решения N 11 от 31 января 2000 г. о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Согласно п. 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002, организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы), по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002.
Пунктом 8 названного Порядка установлено, что при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 7 настоящего Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации кредиторской задолженности.
Принимая решения о прекращении действия решений о реструктуризации задолженности налогоплательщика в федеральный, региональный и местным бюджеты, налоговый орган в своих решениях не изложил обстоятельства налогового правонарушения и причины, послужившие основанием для прекращения их действия, то есть задолженность по текущим платежам.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции действия налогового органа, выраженные в прекращении действия решений о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, считает неправомерными, противоречащими Порядку проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002.
Таким образом, арбитражный суд обеих инстанций правомерно признал требование N 1946 от 22 июля 2004 г. и решение N 1831 от 17 августа 2004 г., вынесенные Налоговой инспекцией, незаконными.
Кроме того, налоговый орган не обосновал свои требования о взыскании налогов и сборов с налогоплательщика после прекращения действия решения о реструктуризации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 1 ноября 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-12191/04-31 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Самары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04.04.2005 n А55-10477/04-41 В удовлетворении иска в части признания незаконным решения налогового органа отказано правомерно, поскольку пропущен трехгодичный срок давности для привлечения налогоплательщика к ответственности; требование об уплате пени за конкретный налоговый период может быть направлено только на основании решения налогового органа, принятого исходя из акта налоговой проверки того же налогового периода.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также