ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.03.2005 n А72-8316/04-8/722 Арбитражным судом в удовлетворении иска о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость отказано правомерно, поскольку освобождение лесхозов от налогообложения при реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не предусмотрено.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 марта 2005 года Дело N А72-8316/04-8/722

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Тереньгульского лесхоза
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 23.12.2004
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелось в виду решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.11.2004.
------------------------------------------------------------------
по иску Тереньгульского лесхоза о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Сингилеевскому, Тереньгульскому районам от 12.07.2004 N 183 в части доначисления налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 г. в сумме 163024 руб., за январь 2004 г. - 98985 руб. с реализации древесины от рубок ухода за лесом (с учетом уточненных требований),
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным Постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 02.11.2004, которым в удовлетворении заявителю отказано. Арбитражный суд в обеих инстанциях исходил из того, что применение к спорным отношениям п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, поскольку операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза в связи с тем, что данные операции могут выполняться и лесопользователями.
В кассационной жалобе истец просит об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, настаивая на правильном применении п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая на неправильное толкование судом указанной нормы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя истца, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что за декабрь 2003 г. и январь 2004 г. истцом в налоговый орган были представлены измененные налоговые декларации по НДС.
По результатам камеральной проверки представленных деклараций ответчиком принято оспоренное решение. Доначисляя налог, начисляя пени и привлекая истца к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган констатировал неправомерное применение истцом льготы по НДС с реализации древесины от рубок ухода за лесом на основании п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации лесхозы осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
В соответствии с Положением о лесхозе истец, в том числе, осуществляет уход за лесами, рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок.
Данный вывод суда соответствует нормам налогового, лесного и бюджетного законодательства, а также правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в Постановлении Президиума от 06.07.2004 N 3332/04.
Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо указаний на то, что организации в случае осуществления ими деятельности, не являющейся предпринимательской, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость либо данные операции не подлежат налогообложению. Лесхоз является плательщиком налога на добавленную стоимость, независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет. Операции по реализации древесины, полученной от санитарных рубок и рубок ухода за лесом, не могут относиться к исключительным полномочиям лесхоза, поскольку п/п. 4 п. 2 ст. 146 Кодекса не исключает реализацию товаров из предусмотренных п. 1 этой статьи объектов налогообложения. Выполнение работ по рубке леса является деятельностью лесхоза, которую следует отличать от реализации полученной в связи с этим древесины.
Статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные акты Российской Федерации") предусмотрено, что к неналоговым доходам бюджетного учреждения относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Данная редакция согласно ст. 16 Закона распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г. Зачисление лесхозу налога на добавленную стоимость не противоречит бюджетному законодательству.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждением; имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках; осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В соответствии со ст. 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (введенного в действие с 01.01.2001) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в п. п. 1 и 2 ст. 146 Кодекса.
Согласно ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
Подпунктом 4 п. 2 ст. 146 Кодекса предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам п/п. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 п. 2 ст. 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных п. 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу п. 1 ст. 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров
Применение к спорным правоотношениям положений подпункта п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями Лесхоза, поскольку в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом, подлежат налогообложению на общих основаниях.
При таких обстоятельствах, правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании материалов дела и его обстоятельств принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовые основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь п/п. 1 п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 23.12.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-8316/04-8/722 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.03.2005 n А72-7955/2003-Л533 При вынесении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения арбитражный суд вправе, принимая во внимание все смягчающие обстоятельства, уменьшить размер штрафных санкций.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также