ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 17.03.2005 n А65-2761/04-СГ3-15 Дело по иску о признании недействительным решения районного совета народных депутатов и признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 марта 2005 года Дело N А65-2761/04-СГ3-15

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Арского районного Совета народных депутатов, р.п. Арск Республики Татарстан,
на решение от 23.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 20.12.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-2761/2004-СГ3-15
по иску Коммунального унитарного предприятия "Арское предприятие по товарам и услугам", р.п. Арск Республики Татарстан, к Арскому районному Совету народных депутатов, р.п. Арск Республики Татарстан, к Государственному унитарному предприятию "МПП ЖКХ Арского района Республики Татарстан, р.п. Арск Республики Татарстан, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, к Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан, г. Казань, о признании недействительными решения Арского районного Совета народных депутатов, сделки, зарегистрированного права хозяйственного ведения и истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Коммунальное унитарное предприятие "Арское предприятие по товарам и услугам" обратилось с иском к Арскому районному Совету народных депутатов, Государственному унитарному предприятию "Межотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Арского района Республики Татарстан", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан, с привлечением в качестве третьего лица Комитета по управлению коммунальным имуществом Арского района: 1) о признании недействительным решения Арского районного Совета народных депутатов N 5-14 от 27.07.2002 о передаче здания "Дом быта", расположенного по адресу: р.п. Арск, ул. Поперечная, д. 11, Коммунальному унитарному предприятию "Многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Арского района Республики Татарстан"; 2) о признании недействительной (ничтожной) сделки (договора) о передаче указанного здания "Дом быта" на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию "МПП ЖКХ Арского района РТ"; 3) о признании недействительной государственной регистрации права хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием "МПП ЖКХ Арского района РТ" на указанное здание; 4) об истребовании имущества из чужого незаконного владения путем изъятия указанного здания, общей площадью 564 кв. м, у Государственного унитарного предприятия "МПП ЖКХ Арского района РТ" и передачи его по акту приема-передачи Коммунальному унитарному предприятию "Арское предприятие по товарам и услугам".
До принятия решения истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил второе и третье требование и просил признать недействительной (ничтожной) сделку - договор N 13 от 28.07.2002 о передаче здания "Дом быта", расположенного по адресу: р.п. Арск, ул. Поперечная, дом 11, на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию "МПП ЖКХ Арского района", а также признать недействительным зарегистрированное за Государственным унитарным предприятием "МПП ЖКХ Арского района РТ" право хозяйственного ведения на указанное здание.
Также истец уточнил четвертое требование и просил истребовать из чужого незаконного владения Государственного унитарного предприятия "МПП ЖКХ Арского района РТ" здание "Дом быта", расположенное по адресу: р.п. Арск, ул. Поперечная, дом 11, общей площадью 767,30 кв. м, и передать по акту приема-передачи истцу.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.07.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Арский социально-юридический колледж и Администрация Арского района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2004 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2004 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированны тем, что согласно п. 3.1 Устава Коммунального унитарного предприятия "Арское предприятие по товарам и услугам" имущество предприятия находится в коммунальной собственности Арского района Республики Татарстан и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. Статья 295 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает права изъятия собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, и распоряжения им по своему усмотрению. Таким образом, Арский районный Совет народных депутатов не вправе был распоряжаться спорным имуществом при наличии права хозяйственного ведения у истца.
В кассационной жалобе заявитель - Арский районный Совет народных депутатов, р.п. Арск, Республика Татарстан, - просит решение и Постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие у истца правоустанавливающих документов, подтверждающих передачу спорного имущества в его хозяйственное ведение, а также на то, что имеется вступившее в законную силу решение по делу N А65-11940/2003-СГ3-28 по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. Кроме того, в настоящее время является действующим Постановление Главы администрации Арского района Республики Татарстан N 451 от 14.10.99, на основании которого спорное здание передано в оперативное управление Арскому социально-юридическому колледжу.
От правопреемника Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Татарстан - Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан - поступило заявление о замене Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Татарстан указанным правопреемником в связи с прекращением ее деятельности и передачей ее Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан путем присоединения согласно указу Президента Республики Татарстан N 4П-790 от 22.12.2004. К ходатайству приложены свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Татарстан путем реорганизации в форме присоединения от 31.12.2004 N 002664488 и свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации в форме присоединения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан от 31.12.2004 N 002664489.
Судебная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Проверив законность решения и Постановления в соответствии со ст. ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости их отмены и передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 спорное здание было передано в коммунальную (муниципальную) собственность, что подтверждается государственным актом N 216 от 20.07.98 о пообъектной передаче объектов государственной собственности Арского предприятия по товарам и услугам в коммунальную собственность Арского района.
27.07.2002 Арский районный Совет народных депутатов принял решение N 5-14 о передаче спорного здания КУП "МПП ЖКХ Арского района РТ" на праве хозяйственного ведения, при этом поручив Отделу земельных и имущественных отношений Минземимущества Республики Татарстан в Арском районе заключить договор хозяйственного ведения, в том числе на спорный объект недвижимости, с КУП "МПП ЖКХ Арского района РТ"
Во исполнение указанного решения 28.07.2002 между Минземимущества в Арском районе Республики Татарстан и КУП "МПП ЖКХ Арского района РТ" был заключен договор хозяйственного ведения, в том числе на спорный объект недвижимости, N 13.
Имущество было передано по акту приема-передачи, право хозяйственного ведения зарегистрировано в регистрирующем органе, о чем 15.12.2003 была внесена запись в Единый государственный реестр.
Удовлетворяя иск, суд исходил из доказанности того обстоятельства, что спорное здание на момент принятия решения N 5-14 от 27.07.2002 находилось в хозяйственном ведении истца, поскольку согласно п. 3.1 Устава КУП "Арское предприятие по товарам и услугам" имущество предприятия находится в коммунальной собственности Арского района Республики Татарстан и отражается на самостоятельном балансе предприятия и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
Однако согласно ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы о передаче спорного здания собственником в хозяйственное ведение КУП "Арское предприятие по товарам и услугам".
В материалах дела имеется решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.12.2003 по делу N А65-11940/2003-СГ3-28 по иску КУП "Арское предприятие по товарам и услугам" к Главе администрации Арского района и КУП "МПП ЖКХ Арского района" об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Данным решением было признано недействительным Постановление Главы администрации Арского района Республики Татарстан N 598 от 17.07.2002 и отказано в иске КУП "Арское предприятие о товарам и услугам" к КУП "МПП ЖКХ Арского района РТ" (переименованному в ГУП "МПП ЖКХ Арского района РТ" распоряжением Минземимущества Республики Татарстан N 197 от 07.02.2003) об истребовании из чужого незаконного владения здания "Дом быта", расположенного по адресу: р.п. Арск, ул. Поперечная, дом 11.
Судом не дана оценка указанному обстоятельству.
Кроме того, согласно п. 22 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 25.02.98 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Суд не исследовал вопрос о том, в чьем фактическом владении в настоящее время находится истребуемое здание. Из представленных на обозрение суда кассационной инстанции представителями ответчиков фотографий спорного здания усматривается, что в нем располагается Арский районный отдел народного образования. Данное лицо к участию в деле не привлечено, хотя спор, очевидно, затрагивает его права и обязанности.
Данное обстоятельство является безусловным основанием для отмены решения и Постановления, предусмотренным п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение и Постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует предложить истцу представить доказательства передачи ему спорного здания в хозяйственное ведение, дать оценку доводам о наличии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.12.2003 по делу N А65-11940/2003-СГ3-28 об отказе в иске КУП "Арское предприятие по товарам и услугам" об истребовании спорного здания из чужого незаконного владения КУП "МПП ЖКХ Арского района", а также установить, в чьем фактическом владении находится спорное здание, и решить вопрос о привлечении данного лица к участию в деле в качестве ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1, п. 4 ч. 4 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену выбывшего ответчика - Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Татарстан - его правопреемником - Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан.
Решение от 23.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 20.12.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-2761/04-СГ3-15 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 17.03.2005 n А65-27066/2004-СА1-36 Законом о контрольно-кассовой технике предусмотрено, что обязанность по выдаче чека лежит на предприятии - юридическом лице или предпринимателе, осуществляющем предпринимательскую деятельность по продаже товаров, следовательно, именно предприниматель обязан обеспечить выполнение этого требования, осуществлять контроль за работой продавца, с которым заключено трудовое соглашение, и именно он несет ответственность за неисполнение продавцом этой обязанности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также