ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.03.2005 n А65-26909/04-СА2-38 Протокол об административном правонарушении, допущенном руководителем юридического лица, не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 марта 2005 года Дело N А65-26909/04-СА2-38

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Теплоконтроль" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Административной комиссии при Главе администрации г. Казани о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении N 4976 от 19.11.2004.
Решением арбитражного суда от 21.12.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Открытое акционерное общество "Теплоконтроль" просит решение отменить, заявление удовлетворить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ответчиком 29.10.2004 в отношении Генерального директора Открытого акционерного общества "Теплоконтроль" Абдуллина А.Г. составлен протокол об административном правонарушении N 3149, в котором указано, что он допустил нарушение норм и правил содержания ограждений, выразившихся в отсутствии покраски ограждения Открытого акционерного общества "Теплоконтроль" (г. Казань, ул. Фрезерная, д. 1).
19.11.2004 Административной комиссией при Главе администрации г. Казани на основании данного протокола принято Постановление, которым Открытое акционерное общество "Теплоконтроль" было подвергнуто административному наказанию по ст. 5.8 Кодекса Республики Татарстан об административных наказаниях в виде штрафа в сумме 6000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из следующего.
Согласно п. 1.1 Постановления Главы администрации г. Казани от 13.05.92 N 398 (в редакции от 22.10.2003) "О правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Казани" настоящие правила предусматривают улучшение уровня благоустройства, соблюдение чистоты и санитарного состояния, а также установление единого порядка в решении вопроса содержания территорий г. Казани и являются обязательными для всех пользователей и владельцев городских территорий.
Согласно п. 1.2 Постановления Главы администрации г. Казани от 13.05.92 N 398 (в редакции от 22.10.2003) "О правилах внешнего благоустройства, соблюдению чистоты и порядка в г. Казани" всем государственным, общественным и кооперативным организациям, предприятиям и учреждениям, независимо от их ведомственного подчинения, а также индивидуальным владельцам жилых домов и других строений вменяется в обязанность содержать в образцовом порядке все элементы внешнего благоустройства, относящиеся к ним.
Согласно п. 2.1.2 Постановления Главы администрации г. Казани от 13.05.92 N 398 (в редакции от 22.10.2003) "О правилах внешнего благоустройства, соблюдению чистоты и порядка в г. Казани" предприятия, организации, ведомства, жилищные конторы и участки, правления жилищных кооперативов, граждане, владеющие домами на праве личной собственности, обязаны эксплуатировать здания, сооружения и производить их ремонт в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации, следить за состоянием и установкой всех видов внешнего благоустройства, освещения в пределах отведенной территории, исправным содержанием зданий, фасадов, заборов, вывесок на зданиях, указателей номеров квартир, домовых номерных знаков, своевременно осуществлять их ремонт и покраску.
Статьей 5.8 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение норм и правил содержания ограждений, водоемов, малых архитектурных форм, садово-парковой мебели, урн, контейнеров, оборудования спортивных и детских дворовых площадок.
Доводы заявителя в части нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности суд признал несостоятельными и не основанными на нормах закона, поскольку при изучении материалов дела каких-либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, выявлено не было.
Данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не основан на законе.
Согласно правилам производства по делам об административных правонарушениях, установленным в главах 28 и 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), назначение административного наказания без составления протокола об административном нарушении не допускается, кроме случаев прямо указанных в ст. ст. 28.4 и 28.6 Кодекса. Правонарушение, предусмотренное ст. 5.8 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, к таким случаям законом не отнесено, поэтому применение административного наказания за подобное правонарушение возможно только при наличии протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст. 28.2 Кодекса протокол составляется о совершении административного правонарушения и в нем указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. Кодексом допускается оформление одного протокола в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, но не предусматривается оформление одного протокола по правонарушениям нескольких лиц.
В силу упомянутых выше правил никто не может быть подвергнут административному наказанию по протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении другого лица.
Часть 3 статьи 2.1 Кодекса не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения. Поэтому протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников.
В данном случае представленный в суд протокол об административном правонарушении составлен в отношении Генерального директора Общества.
Протокола в отношении Открытого акционерного общества "Теплоконтроль" в деле нет, поэтому привлечение названного юридического лица к административной ответственности произведено незаконно, без соблюдения обязательной процедуры административного производства вопреки установленному порядку назначения административного наказания.
При таких обстоятельствах у суда оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.12.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-26909/04-СА2-38 отменить. Заявление Открытого акционерного общества "Теплоконтроль" удовлетворить. Постановление Административной комиссии при Главе администрации г. Казани об административном правонарушении N 4976 от 19.11.2004 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.03.2005 n А65-25995/2004-СА1-36 Дело по заявлению о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также