ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 15.03.2005 n А65-3390/2004-СГ3-33 В удовлетворении исковых требований о признании права муниципальной собственности, о признании частично недействительной сделки приватизации, о признании недействительным зарегистрированного права собственности отказано, т.к. истцом не доказано право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 марта 2005 года Дело N А65-3390/2004-СГ3-33

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани
на решение от 24 августа 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан и Постановление апелляционной инстанции от 11 ноября 2004 г. того же суда по делу N А65-3390/2004-СГ3-3
по иску Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани к Открытому акционерному обществу "Татагропромстрой", г. Казань, Министерству земельных имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан, г. Казань, Обществу с ограниченной ответственностью "АгроСтройКомплект", г. Казань, о признании права муниципальной собственности, о признании частично недействительной сделки приватизации о признании недействительным зарегистрированного права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.08.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2004, Комитету по управлению коммунальным имуществом г. Казани (далее - КУКИ г. Казани) отказано в удовлетворении исковых требований о признании права муниципальной собственности; о признании недействительной сделки приватизации в части отчуждения в собственность Открытого акционерного общества "Татагропромстрой" (далее - ОАО "Татагропромстрой") нежилых помещений; о признании недействительным зарегистрированного за ОАО "Татагропромстрой" права собственности на нежилые помещения площадью 4293,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Чехова, д. 9.
Судебные инстанции исходили из недоказанности истцом права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.
В кассационной жалобе КУКИ г. Казани ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая, что спорный объект недвижимости относится к встроенно-пристроенным помещениям, которые в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и исковые требования удовлетворить.
Законность решения от 24.08.2004 и Постановления апелляционной инстанции от 11.11.2004 проверена в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено.
Судом установлено, что решением исполкома Казанского городского Совета народных депутатов N 342 от 23.04.68 тресту "Татсельстрой" был отведен земельный участок площадью 0,4 га для строительства производственно-жилого дома по ул. Чехова за счет сноса жилых домов N N 9, 13 и 15/39 по ул. Чехова.
Законченное строительством жилое здание с блоком обслуживания было принято в эксплуатацию актом государственной приемочной комиссии от 29.12.78, утвержденным решением Казгорисполкома N 1451б от 30.12.78, подписанным Управлением "Татсельстрой" как застройщиком. Здание по ул. Чехова,9 общей полезной площадью согласно техпаспорту 7028 кв. м и общей площадью нежилых помещений 4293,6 кв. м. было зачислено Управлением "Татсельстрой" на свой баланс, о чем свидетельствует инвентарная карточка учета основных средств N 00000002 от 01.07.79.
Впоследствии в связи с созданием на базе Татарского республиканского объединения межколхозных строительных организаций "Татколхозстрой" и Татарского производственного управления сельского строительства "Татсельстрой" Кооперативно- государственного объединения по строительству Агропромстрой на основании Постановления Совета Министров ТАССР N 38 от 24.01.86 административная часть здания по ул. Чехова,9 площадью 4293,6 кв. м с 01.02.86 была принята на баланс Кооперативно- государственного объединения Татагропрострой, что подтверждается, в свою очередь, Постановлением правления КГПСО Татагропромстрой N 25 от 08.02.93, инвентаризационной описью основных средств Объединения от 05.01.96.
Постановлением Госкомитета Республики Татарстан по приватизации государственного имущества N 145 от 12.07.96 было предписано осуществить приватизацию КГПСО Татагропромстрой в форме преобразования в открытое акционерное общество и утвержден план приватизации Объединения.
В соответствии с решением республиканской согласительной комиссии по приватизации имущества КГПСО Татагропромстрой (протокол от 15.04.96), планом приватизации Объединения Татагропромстрой в уставном капитале создаваемого акционерного общества доля кооперативной собственности была определена в размере 70% от величины уставного капитала, доля государственной собственности - 30%., что соответствовало п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 5309-1 от 01.07.93, Положению о преобразовании в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 179 от 29.03.94.
При приватизации Объединения Татагропромстрой в уставный капитал создаваемого акционерного общества были включены нежилые помещения - административная часть здания по ул. Чехова,9 общей площадью 4293,6 кв. м, как следует из приложения N 1 к плану приватизации Объединения Татагропромстрой (акт оценки основных средств по состоянию на 01.01.96).
Устав ОАО Татагропромстрой, созданного в соответствии с планом приватизации и одноименного объединения, зарегистрирован Минфином Республики Татарстан 15.07.96 за N 1890, согласно п. 24 Устава Общество является правопреемником Кооперативно- государственного объединения Татагропромстрой.
В соответствии с п. 3 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО "Татагропромстрой" с момента его создания являлось собственником объекта недвижимости - нежилых помещений общей площадью 4293,6 кв. м, находящихся по адресу: г. Казань, ул. Чехова, д. 9.
Суд обоснованно не принял во внимание со ссылкой на Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91, Постановление Верховного Совета Республики Татарстан N 1764-XII от 04.03.93, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 688 от 12.10.99 довод истца, что встроенно-пристроенные нежилые помещения жилого дома 9 по ул. Чехова являлись объектами права собственности муниципального образования в силу прямого указания закона, вследствие чего сделка приватизации в части отчуждения в собственность ОАО Татагропромстрой является ничтожной.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 передаче в муниципальную собственность подлежали независимо от балансовой принадлежности объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к Постановлению, в том числе и встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений.
На момент издания данного Постановления нежилые помещения (административная часть здания) по ул. Чехова,9 принадлежали Объединению Татагропромстрой", являвшемуся в соответствии с Уставом кооперативно-государственной организацией, основанному на смешанной форме собственности, что допускалось ст. 116 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., ст. 3 Закона Российской Федерации от 24.12.90 "О собственности в РСФСР". Данные помещения не были предназначены для размещения объектов социально-культурного и бытового назначения.
Более того, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 146-р от 23.03.98 помещения бывшего магазина "Обувь" общей площадью 904 кв. м исключены из перечня объектов, передаваемых в коммунальную собственность, поскольку на момент передачи они относились к кооперативно-государственной собственности. Соответственно распоряжением ГКИ Республики Татарстан N 287 от 22.04.98 данные помещения исключены и из государственного акта N 48 от 14.02.94.
При таких обстоятельствах дела правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Другие доводы, приведенные заявителем кассационной жалобы, не могли повлечь принятия незаконного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 11.11.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-3390/2004-СГ3-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 15.03.2005 n А65-3061/04-СА2-34 Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом, или другим уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также