ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 15.03.2005 n А57-13537/03-16 Решение налогового органа о доначислении земельного налога признано частично недействительным, т.к. материалами дела установлено, что собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения являются физические лица, а не заявитель - закрытое акционерное общество.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 марта 2005 года Дело N А57-13537/03-16

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной службы Российской Федерации N 7 по Саратовской области, г. Энгельс,
на Постановление апелляционной инстанции от 01.12.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-13537/03-16
по заявлению Закрытого акционерного общества "Безымянское", Саратовская область, Энгельсский район, с. Зеленый Дол, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области, 3-е лицо: Управление землепользования Администрации Энгельсского МО, Саратовская область, г. Энгельс, об оспаривании решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Безымянское" Энгельсского района Саратовской области (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения Инспекции N 2221/5 от 22.10.2003.
Решением суда от 31.05.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2004 решение суда изменено. Оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части доначисления налога на землю в размере 475106,44 руб., пени на указанную сумму и взыскания штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере 95021,28 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить Постановление апелляционной инстанции и в удовлетворении требований Общества отказать. По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения, следовательно, является плательщиком земельного налога.
В связи с реорганизацией Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам 7 по Саратовской области Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену ответчика его правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 г.
В ходе проверки было установлено, что Обществом при расчете суммы налога на землю было допущено занижение налога в результате занижения налогооблагаемой базы - площади земли. В результате вышеуказанного нарушения, по мнению налогового органа, налогоплательщиком занижен налог на землю в сумме 493020,49 руб.
По результатам проверки Инспекцией было вынесено решение N 2221/5 от 22.10.2003 о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 98321 руб. и предложено перечислить доначисленный налог в сумме 493020,49 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 31628 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения N 2221/5 от 22.10.2003, исходил из того, что поскольку Общество является правопреемником совхоза "Безымянский" и на основании Постановления Администрации Энгельсского района N 567 от 20.07.94 земельный участок площадью сельхозугодий - 14177 га (в т.ч. пашни - 11055 га, пастбища - 3104 га, многолетние насаждения - 18 га.) закреплен в коллективно-долевую собственность АО "Безымянское" и указанные земельные участки фактически Обществом используются. В связи с чем последнее обязано уплачивать земельный налог за данные земельные участки.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что все земельные участки сельскохозяйственного назначения, ранее выделенные в коллективно-долевую собственность АО "Безымянское", поделены на доли, которые принадлежат физическим лицам. Земельные доли в уставный капитал АО "Безымянское" и его правопреемников не вносились, что подтверждается бухгалтерской отчетностью общества за 3 квартал 2002 и 2003 гг. Доказательств того, что Общество имеет в собственности земельные участки, занятые пашнями, пастбищами и многолетними насаждениями, в материалы дела налоговым органом не представлено.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 5 апреля 2000 г. и является правопреемникам АОЗТ "Безымянское", что подтверждается свидетельством о внесении записи в Едином государственном реестре юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 N 000317259, Уставом общества.
В свою очередь АОЗТ "Безымянское" было создано в результате реорганизации совхоза "Безымянский" и являлось правопреемником последнего, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 0169 серии ЭР, Уставом АОЗТ "Безымянское", решением Энгельсского исполкома от 17.12.91 N 482.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" все работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имели право на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай мог быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.
На основании ст. 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 "О земельной реформе" акционерным обществам, созданным на базе совхозов, земельные участки могли передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую), при этом каждый член коллектива имел право на долю.
Руководствуясь указанными актами и п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 Администрацией Энгельсского района Саратовской области в коллективно-долевую собственность АО "Безымянское" был выделен земельный участок площадью 14177 га, в т.ч. пашни - 11055 га, пастбища - 3104 га, многолетних насаждений - 18 га и установлены размеры земельных паев членов АО "Безымянское", что подтверждается Постановлением от 20.07.94 N 567.
Данным Постановлением также предписано комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать свидетельства на землю согласно списку.
На основании п/п. 2 Порядка оформления и выдачи свидетельства на право собственности на землю, утвержденного первым заместителем Роскомзема 15.02.94, свидетельство выдается гражданам при первичном предоставлении земельного участка. Свидетельство выдается также сельскохозяйственному предприятию, которому земля принадлежит на праве совместной или общей долевой собственности.
Таким образом, по действующему на момент выделения земельных участков законодательству на одни и те же земельные участки выдавались свидетельства на право собственности как АО "Безымянское" (свидетельство N 515937), так и всем членам АО "Безымянское" (свидетельства N N 515620, 515576, аналогичные свидетельства других членов АО "Безымянское").
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ документом, удостоверяющим право на земельную долю, является свидетельство о праве на земельную долю, выданное до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, или выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеющие равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судом, земельные участки сельскохозяйственного назначения, ранее выделенные в коллективно-долевую собственность АО "Безымянское", поделены на доли, которые принадлежат физическим лицам. Земельные доли в уставный капитал АО "Безымянское" и его правопреемников не вносились, что подтверждается бухгалтерской отчетностью заявителя за 3 квартал 2002 и 2003 гг.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что сособственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения являются физические лица.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не доказала, что Общество имеет в собственности земельные участки, занятые пашнями, пастбищами и многолетними насаждениями, в материалы дела налоговым органом не представлено.
Как свидетельствуют материалы дела, в настоящее время указанные земельные участки используются Обществом на основании договора аренды земельных долей, заключенного 9 ноября 2001 г. между заявителем и собственниками земельных долей сроком на 5 лет, то есть до 9 ноября 2006.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков являются самостоятельными участниками земельных отношений, уплачивая при этом арендную плату.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Общество не является плательщиком земельного налога за земельные участки, занятые пашнями, пастбищами и многолетними насаждениями, является обоснованным.
Кроме того, начисляя земельный налог Обществу, Инспекция не учла то, что часть зданий и сооружений общественного назначения на земельных участках, принадлежащих Обществу, перешли в муниципальную собственность.
Поэтому, учитывая, что Общество признало фактическое использование 11,4912 га земельных участков в черте населенного пункта и 2,7008 га земельных участков за чертой населенных пунктов, суд апелляционной инстанции правомерно исчислил сумму земельного налога.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 01.12.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-13537/03-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 15.03.2005 n А57-12123/02-3-19 Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также