ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 11.03.2005 n А65-17565/04-СА1-37 Нормы Налогового кодекса РФ право налогоплательщика на применение вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость не связывают с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 марта 2005 года Дело N А65-17565/04-СА1-37

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Эгида-Трейд" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Авиастроительному району г. Казани N 15 от 16.06.2004 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 22485,98 руб.
Решением арбитражного суда от 19.10.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.12.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. В жалобе указывается, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, так как при проведении встречных проверок поставщиков заявителя не установлен производитель экспортируемого товара, поэтому факт уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет на всех стадиях не подтвержден, в связи с чем в бюджете не создан источник для возмещения налога на добавленную стоимость.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, ответчиком была проведена камеральная проверка по факту представления заявителем 16.03.2004 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за январь 2004 г. по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В данной налоговой декларации налогоплательщиком заявлен оборот по реализации экспортной продукции в размере 352729,0 руб., произведенной на основании контракта N 23-ю от 14.08.2002, заключенного между заявителем и Товариществом с ограниченной ответственностью "Квант", Казахстан. Сумма заявленных налоговых вычетов составила 55264 руб.
По результатам проверки составлен акт N 5 от 28.05.2004, согласно которому выявлен факт необоснованного предъявления к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 22485,98 руб. по объемам реализации товаров на экспорт по налоговой ставке 0 процентов.
На основании данного акта 16.06.2004 ответчиком принято решение N 15, согласно которому заявителю отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 22485,98 руб., поскольку поставщик экспортируемого товара - Общество с ограниченной ответственностью "Индустриально-инвестиционный Альянс" - не является его производителем, а производитель не установлен.
Признавая данное решение недействительным, суды обоснованно исходили из следующего. Согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение товаров, помещенных под режим экспорта, производится по ставке 0 процентов при условии их фактического вывоза за пределы Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. п. 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов) - на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Наличие указанных документов налоговым органом не оспаривается.
В соответствии с п/п. п. 1 и 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (налоговые вычеты).
Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что суммы, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п/п. 1 п. 1 ст. 164 данного Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Из пункта 1 этой статьи следует, что налоговые вычеты, установленные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в силу названных норм и ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для применения налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость являются первичные документы: счета-фактуры, составленные продавцами в соответствии с требованиями п. п. 5 - 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации и выставленные при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога по этим счетам-фактурам.
В данном случае ответчик не оспаривает соответствие выставленных Обществом с ограниченной ответственностью "Индустриально-инвестиционный Альянс" счетов-фактур требованиям п. п. 5 - 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации и факт уплаты заявителем налога на добавленную стоимость на основании этих счетов-фактур, что в силу п. 2 ст. 169 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для принятия названной суммы налога к вычету в порядке, установленном п. 1 ст. 176 названного Кодекса.
Названными нормами право налогоплательщика на применение вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг). Более того, как следует из решения самого налогового органа, Общество с ограниченной ответственностью "Индустриально-инвестиционный Альянс" является действующим предприятием, реализацию товаров заявителю отражало в книге продаж и включило в налогооблагаемый оборот. Поскольку материалами дела подтверждается факт представления заявителем в налоговый орган всех необходимых документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, и данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа заявителю в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 22485,98 руб. за январь 2004 г.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для возмещения налога на добавленную стоимость из средств федерального бюджета по причине того, что Общество с ограниченной ответственностью "Индустриально-инвестиционный Альянс" не является производителем экспортируемого товара, в связи с чем не создан источник для возмещения налога на добавленную стоимость на всех этапах, обоснованно не приняты судом как обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности заявителя, поскольку законодатель не ставит право на возмещение налога на добавленную стоимость в зависимость от действий третьих лиц.
В данном случае ответчиком не учтено то обстоятельство, что ст. ст. 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации связывается право налогоплательщика на возмещение налога из бюджета с его уплатой поставщику, а не с внесением налога поставщиком товаров (работ, услуг) в бюджет.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2002 N 108-О, в котором Конституционный Суд Российской Федерации указал, что истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 31.12.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан области по делу N А65-17565/04-СА1-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 11.03.2005 n А57-9164/04-22 Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения доходов.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также