ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.03.2005 n А55-3091/04-39 В удовлетворении иска о признании незаконными действий и недействительными требований налогового органа отказано правомерно, поскольку для юридических лиц предусмотрено списание задолженности, безнадежной к взысканию, только в случае ликвидации организации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 марта 2005 года Дело N А55-3091/04-39

(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Волжско-Уральское Строительное Управление Министерства обороны Российской Федерации", г. Самара, (далее - ФГУП "Волжско-Уральское Строительное Управление") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительными требования N 297 об уплате налога, пеней по состоянию на 17.07.2003, решения от 04.08.2003 N 235 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика. Заявитель просил также признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, выразившееся в несписании безнадежной к взысканию задолженности в сумме 22883270,25 руб., обязать налоговый орган списать эту сумму задолженности как безнадежную к взысканию.
Впоследствии заявитель изменил свои требования и просил о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, выразившихся в принятии мер по незаконному взысканию безнадежной к взысканию задолженности в сумме 22883270,25 руб., указанной в требовании от 17.07.2003 N 297, и обязать налоговый орган списать с ФГУП "Волжско-Уральское Строительное Управление" безнадежную к взысканию задолженность в сумме 22883270,25 руб., указанную в требовании от 17.07.2003 N 297, ссылаясь на то, что налоговый орган не реализовал свою возможность на взыскание задолженности в сроки и порядке, установленные ст. ст. 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, пропустил шестимесячный срок для взыскания недоимки с юридического лица в судебном порядке, который является пресекательным.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.05.2004 требования заявителя удовлетворены.
Действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, выразившиеся в принятии мер по незаконному взысканию безнадежной к взысканию задолженности в сумме 22883270,25 руб., указанной в требовании от 17.07.2003 N 297, признаны незаконными.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области списать с ФГУП "Волжско-Уральское Строительное Управление" безнадежную к взысканию задолженность в сумме 22883270,25 руб., указанную в требовании от 17.07.2003 N 297.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2004 решение суда первой инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.12.2004 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Волжско-Уральское Строительное Управление" просит об отмене судебного акта, полагая, что арбитражным судом ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.01.2001 N 100 применены неправильно, оснований для признания задолженности заявителя безнадежной не имелось. По мнению заявителя жалобы, взыскание недоимки и пеней с налогоплательщика оказалось невозможным для налогового органа во внесудебном порядке, в установленный срок налоговый орган также не воспользовался правом на взыскание задолженности в судебном порядке согласно п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные причины носят юридический характер, и они предусмотрены ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве основания для признания безнадежной и списания недоимки по налогам. В связи с изложенным заявитель жалобы полагает, что его требования о признании задолженности безнадежной к взысканию и списании подлежат удовлетворению.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, здесь и далее по тексту имелось в виду Постановление Правительства Российской Федерации N 100 от 12.02.2001.
------------------------------------------------------------------
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в адрес ФГУП "Волжско-Уральское Строительное Управление" выставлено требование N 297 об уплате пеней по налогам, сборам и страховым платежам по состоянию на 17.07.2003 в размере 22883270,25 руб. В связи с неисполнением данного требования налоговым органом принято решение от 04.08.2003 N 235 о взыскании сумм пеней за счет денежных средств налогоплательщика.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
12.02.2001 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", согласно которому недоимка и пени могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны в случаях:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
- смерти или объявления умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающим стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства государству.
Арбитражным судом при рассмотрении данного дела установлено, что налоговым органом действительно не выполнены требования ст. ст. 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации: требование об уплате налога в установленный Законом срок не направлялось, обращение взыскания на денежные средства в банках не производилось, взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика не производилось.
В то же время списание задолженности, безнадежной к взысканию, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возможно только по основаниям и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 предусмотрено для юридических лиц списание задолженности, безнадежной к взысканию, только в случае ликвидации организации, вывод арбитражного суда о том, что указанные заявителем обстоятельства не являются основанием для списания задолженности, является правильным.
В требовании от 17.07.2003 N 297 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области предлагает погасить задолженность по пеням в размере 22883270,25 руб., начисленным на суммы задолженности по налогам, сборам и страховым платежам по состоянию на 17.07.2003.
Указанные пени начислены на суммы задолженности, которые на момент начисления пеней налогоплательщиком не погашены, а также не списаны в установленном Законом порядке.
Заявителем ставится вопрос о признании безнадежной к взысканию суммы пеней по налогам, хотя налогоплательщиком не оспаривается существование недоимки по этим налогам и сборам на момент направления налоговым органом требования об уплате пеней.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.01.2001 N 100 решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
В деле нет данных о том, какое решение налоговым органом принято по письму заявителя от 19.01.2004 N 56, в котором он просил списать как безнадежную к взысканию задолженность в размере 22883270,25 руб. Решение налогового органа по этому письму или бездействие налогового органа по непринятию решения по нему по данному делу не оспариваются.
Арбитражным судом первой инстанции нормы налогового законодательства применены правильно, правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2004 по делу N А55-3091/04-39(8) оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Волжско-Уральское Строительное Управление Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.03.2005 n А55-1720/03-13 В удовлетворении иска о расторжении договора и взыскании задолженности отказано правомерно, поскольку факт выполнения ответчиком работ третьего этапа подтверждается протоколом испытаний опытных образцов.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также