ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.03.2005 n А65-7363/2004-СА1-7 Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 марта 2005 года Дело N А65-7363/2004-СА1-7

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан, г. Казань,
на решение от 01.07.2004 и Постановления апелляционной инстанции от 30.09.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-7363/2004-СА1-7
по заявлению Камского государственного политехнического института, г. Набережные Челны, к Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан, г. Казань, и Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительными акта проверки, представления и уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2004 по делу N А65-7363/2004-СА1-7, оставленным без изменений Постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2004, удовлетворено заявление Камского государственного политехнического института о признании недействительным представления Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан от 30.03.2004 N 10а и уведомления Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан от 05.04.2004 N 13.
Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан, не согласившись с состоявшимися судебными актами, просит в своей кассационной жалобе их отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 12 час. 30 мин. 24.02.2005 до 11 час. 00 мин. 02.03.2005.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалованных судебных актов, не нашел оснований к их отмене.
Как видно из материалов дела, по результатам произведенной проверки расходов и финансово-хозяйственной деятельности Камского государственного политехнического института Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан направлено 30.03.2004 представление N 10а в адрес Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан о взыскании с Камского государственного политехнического института 2807200 руб. путем уменьшения бюджетных ассигнований по кодам экономической классификации - 1472500, 398300, 936400, мотивировав представление использованием средств федерального бюджета в указанной сумме не по целевому назначению.
На основании указанного представления Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан направило 05.04.2004 в адрес Камского государственного политехнического института уведомление N 13 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму 2807200 руб. по тем же кодам бюджетной классификации.
Считая акт проверки, представление и уведомление противоречащими закону, Камский государственный политехнический институт оспорил их в арбитражном суде, который заявление удовлетворил частично, признав недействительными представление и уведомление. В части заявления о признании недействительным акта проверки Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан, арбитражный суд производство по делу прекратил как не подлежащее рассмотрению арбитражным судом.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает состоявшиеся судебные акты по делу не противоречащими действующему законодательству.
Согласно доводам Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан, оплата коммунальных услуг Камским государственным политехническим институтом в размере 2807200 руб. за счет средств федерального бюджета противоречит Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.99 N 107н, поскольку указанные услуги должны частично за счет внебюджетных средств.
Между тем нецелевое использование бюджетных средств предполагает согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой руководствовалось Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан, направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
Коды бюджетных классификации, по которым производилось ассигнование и расходы по которым Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан считает нецелевым, являются кодами экономической классификации - 110721 "Оплата отопления и технологических нужд", 110730 "Оплата потребления электрической энергии", 110740 "Оплата водоснабжения помещений".
Таким образом, в расходах Камского государственного политехнического института отсутствует признак, предусмотренный ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации для определения использования бюджетных средств как нецелевых.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2004 N 20-55-1054/20-08 в адрес Камского государственного политехнического института свидетельствует о том, что выделенные в 2002 г. лимиты бюджетных обязательств не обеспечивали в полном объеме фактических потребностей образовательного учреждения.
В этой связи институт реализовал представленное ему п. 5 ст. 42 Федерального закона от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" право самостоятельно определять направление и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств.
При этом экономия внебюджетных средств в результате непропорционального распределения расходов, на что указало Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Татарстан, не может служить основанием к изъятию у образовательного учреждения финансовых средств в силу ч. 3 ст. 43 Закона "Об образовании".
При данных обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлетворил заявление в части признания недействительными представления и уведомления.
Также правомерно суд прекратил производство по делу в части, касающейся акта проверки, поскольку его оспаривание в судебном порядке законом не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 30.09.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-7363/2004-СА1-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.03.2005 n А65-19642/04-СГ2-20 Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также