ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.02.2005 n А72-8439/03-Р565 Финансирование расходов на льготы инвалидам производится за счет средств федерального бюджета; предприятие, оказывающее услуги связи, вправе требовать возмещения убытков, возникших при предоставлении льгот за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 февраля 2005 года Дело N А72-8439/03-Р565

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Ульяновской области Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 9 ноября 2004 г. по делу N А72-8439/03-Р565 Арбитражного суда Ульяновской области
по иску Открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" в лице Ульяновского филиала Открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" к Финансовому управлению мэрии г. Ульяновска, Главному управлению финансов Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (третьи лица - Комитет социальной защиты населения Ульяновской области, Комитет социальной защиты населения г. Ульяновска) о взыскании 5450436 руб. 40 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2004 удовлетворен иск Открытого акционерного общества "ВолгаТелеком": взыскано с Министерства финансов Российской Федерации 5450436 руб. 40 коп. убытков. В иске к Финансовому управлению мэрии г. Ульяновска, Главному управлению финансов Ульяновской области и Министерству труда и социального развития Российской Федерации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2004 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2004 решение от 16.02.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.04.2004 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Решением от 09.11.2004 иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Обжалуя решение от 09.11.2004 в кассационном порядке, Министерство финансов Российской Федерации, мотивируя кассационную жалобу неправильным применением норм материального и процессуального права, просит его отменить, в удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации отказать, полагая, что от имени казны Российской Федерации ответственным за вред является главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого решения в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Открытым акционерным обществом "Ульяновскэлектросвязь", реорганизованным 01.12.2002 в Ульяновский филиал Открытого акционерного общества "ВолгаТелеком", были предоставлены льготы за пользование телефоном (абонентская оплата) и радиотрансляционной точкой с 01.01.2002 по 31.12.2002 инвалидам, проживающим в г. Ульяновске, на сумму 7113901 руб. 05 коп., в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Часть затрат на предоставление льгот в сумме 1663464 руб. 75 коп. была возмещена из федерального бюджета.
Оставшаяся сумма 5450436 руб. 40 коп., подтвержденная документально и актами сверки расчетов с Комитетом социальной защиты населения г. Ульяновска, по мнению истца, является убытками и подлежит возмещению из федерального бюджета в соответствии со ст. 30 Закона "О связи" и ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержит указания на источник финансирования льгот инвалидам.
Статьей 5 названного Закона к компетенции федеральных органов государственной власти отнесено формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, также обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируются из федерального бюджета.
Правилами возмещения в 2000 г. операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, действие которых продлено и на 2002 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137), предусмотрено, что финансирование расходов на льготы инвалидам производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 г. средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 и действующего в 2002 г., предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно Приложению 13 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 г." Ульяновской области из фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделены субсидии в размере 92484 тыс. руб. Фактов нецелевого использования Ульяновской областью указанных средств не установлено.
Законом Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2002 г." на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" г. Ульяновску выделено 33515 тыс. руб., что составляет 21,5% реальной обеспеченности от фактической потребности.
Таким образом, достаточного количества средств целевым назначением из федерального бюджета Ульяновской области в 2002 г. на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не было перечислено и соответственно финансирование льгот по данному Закону произведено в объеме, предусмотренном Законом "О федеральном бюджете на 2002 г.". Дополнительных источников финансирования средств на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено не было.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О связи" предприятие, оказывающее услуги связи, вправе требовать возмещения убытков, возникших при предоставлении льгот. Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой бюджетной, налоговой и валютной политики, и в его обязанности входит соблюдение Федеральных законов при разработке проекта федерального бюджета.
В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков производится Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определены источники возмещения ущерба: за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из требований ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, при возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно которому ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципального образования в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
При указанных обстоятельствах судом правомерно убытки взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в том числе и о возможности взыскания убытков с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении настоящей кассационной жалобы представители истца пояснили, что обжалуемое решение Министерством финансов Российской Федерации исполнено в полном объеме.
Таким образом, решение от 09.11.2004 принято при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.11.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-8439/03-Р565 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.02.2005 n А72-8393/04-5/564 Налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы РФ и представления в налоговые органы соответствующих документов.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также