ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.02 - 01.03.2005 n А72-5434/03-Г335 Убытки и вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 февраля - 1 марта 2005 года Дело N А72-5434/03-Г335

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Ульяновской области Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 8 октября 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5434/03-Г335
по иску Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Цемзавод к Управлению финансов Ульяновской области, к Администрации Сенгилеевского района Ульяновской области, к Управлению федерального казначейства Сенгилеевского района Ульяновской области, к Управлению финансов Сенгилеевского района Ульяновской области, к Министерству финансов Российской Федерации, третье лицо - Комитет социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области, о взыскании 158089 руб. 25 коп.
УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.11.2003 Арбитражного суда Ульяновской области отказано в удовлетворении иска Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Цемзавод Сенгилеевского района Ульяновской области (далее - МУП ЖКХ п. Цемзавод) к Управлению финансов администрации Ульяновской области, Администрации Сенгилеевского района Ульяновской области, Управлению финансов администрации Сенгилеевского района, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании 158089 руб. 25 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением субсидий гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2002 г., в соответствии с Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92 N 4218-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2004 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.05.2004 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Определением суда первой инстанции от 30.07.2004 к рассмотрению дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет социальной защиты населения по Сенгилеевскому району Ульяновской области.
Определением от 24.09.2004 удовлетворено ходатайство об уменьшении суммы иска до 154310 руб. и принят отказ от иска к Управлению федерального казначейства Сенгилеевского района Ульяновской области, производство по делу в отношении него прекращено.
Решением от 08.10.2004 взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 154310 руб. убытков в пользу истца. Исковые требования к остальным ответчикам оставлены без удовлетворения.
Суд первой инстанции мотивировал решение невыполнением Министерством финансов Российской Федерации обязательств по достаточному финансированию субсидий, а также ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Российской Федерации по Ульяновской области обжаловало решение от 08.10.2004 в кассационном порядке, мотивируя жалобу неправильным применением материального права, просит решение отменить, в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Заявитель кассационной жалобы считает, что основным источником финансирования субсидий является местный бюджет, вывод суда о вине государства не соответствует действительности.
В судебном заседании, в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 01.03.2005 до 14 час. 30 мин.
Проверив законность обжалуемого решения в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ п. Цемзавод в 2002 г. предоставлялись субсидии малоимущим семьям за жилищно-коммунальные услуги во исполнение Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 02.08.99 N 887 на основании ежемесячных распоряжений Администрации Сенгилеевского района.
При этом убытки от предоставления субсидий и разницей денежных средств, возмещенных истцу, составили 154310 руб.
Размер убытков подтверждается заверенными Администрацией Сенгилеевского района списками лиц с указанием сумм субсидий.
Размер убытков ответчиками не оспорен.
В соответствии с п. 4 ст. 19 Закона Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 17.06.99 N 113-ФЗ) гражданам предоставляются компенсации (субсидии), обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, вместо пункта 4 статьи 19 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 имелась в виду часть 4 статьи 19 указанного Закона.
------------------------------------------------------------------
Правительством Российской Федерации Постановлением от 02.08.99 N 887 утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с п. п. 6 и 7 которого субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов, в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядком предоставления субсидий гражданам.
Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
В соответствии с названными нормами обеспечение предоставления субсидий должно осуществляться за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета. Их размер устанавливается Законами о бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.99 N 178-ФЗ источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.
В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" и ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что определение источника затрат, возникших в результате исполнения отдельных государственных полномочий, не относиться к компетенции органов местного самоуправления.
Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 (действ. до 07.07.2003), гл. VI Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ.
------------------------------------------------------------------
Статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Общая сумма начисленных субсидий по Ульяновской области в 2002 г. составила 49773,0 тыс. руб., в том числе по Сенгилеевскому району - 753700 руб. Из федерального бюджета на эти цели были получены средства в сумме 6707,7 тыс. руб., которые были целевым назначением распределены по муниципальным образования, что подтверждается соответствующими реестрами, в том числе по Сенгилеевскому району - 84,4 тыс. руб.
Погашено субсидий по Ульяновской области за счет собственных средств в сумме 34773,3 тыс. руб.
В Сенгилеевском районе денежные средства распределены соответственно по всем муниципальным образованиям района.
Из федерального бюджета средств было выделено недостаточно.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки и вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего Закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению. Убытки и вред возмещаются за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда, в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, сумма исковых требований правомерно взыскана судом первой инстанции с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, поскольку усматривается его вина, выразившаяся в форме бездействия.
При указанных обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы об обязанности возмещения убытков из местного бюджета, а также об отсутствии вины Министерства финансов Российской Федерации не могут считаться правомерными.
Арбитражным судам неподведомственны споры по межбюджетным отношениям, а в силу ст. 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.99 N 178-ФЗ при недостаточности средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются за счет средств бюджета вышестоящего уровня.
Таким образом, решение от 08.10.2004 принято при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.10.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5434/03-Г335 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 22.02.2005 n А72-2810/04-22/124 При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также