ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.11.2005 n А12-7125/05-С51 Требование налогового органа о взыскании налоговых санкций с должника, к которому применены процедуры банкротства, подлежит рассмотрению арбитражным судом в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 ноября 2005 года Дело N А12-7125/05-С51

(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 11 по Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Унитарному предприятию "Тепловые сети" Красноармейского района г. Волгограда (далее - УП "Тепловые сети") о взыскании налоговых санкций в размере 1709864 руб.
Определением арбитражного суда от 29.06.2005 заявление оставлено без рассмотрения.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2005 определение арбитражного суда от 29.06.2005 отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе УП "Тепловые сети" просит об отмене Постановления апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, требования о взыскании налоговых санкций в виде штрафа с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении него процедуры наблюдения могут быть предъявлены только в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2005 по делу N А12-1258/05-С55 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) УП "Тепловые сети", в отношении Предприятия введена процедура наблюдения.
Налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки установлена неполная уплата налога на добавленную стоимость в июне 2002 г. в размере 8549332 руб., по результатам которой вынесено решение от 16.11.2004 N 11-12223к о привлечении УП "Тепловые сети" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1709869 руб.
Заявление налогового органа о взыскании суммы штрафа поступило в суд после введения процедуры наблюдения, при этом срок исполнения обязательств по уплате штрафа на дату введения наблюдения наступил.
Арбитражный суд определением от 29.06.2005 заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 11 по Волгоградской области оставил без рассмотрения, указав на то, что требование последней должно быть заявлено и рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
Отменяя указанное определение и передавая дело на рассмотрение в суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 4 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Пунктом 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику.
По смыслу гл. 8 Налогового кодекса Российской Федерации к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в ст. 57 Конституции Российской Федерации обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, о взыскании задолженности по налогам и сборам и пеней за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к ст. 5 Закона).
Между тем согласно п. 1 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, санкция за налоговое правонарушение не относится ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам, и поэтому требование налогового органа о взыскании налоговых санкций с должника, к которому применены процедуры банкротства, подлежит рассмотрению арбитражным судом в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Это согласуется и с положениями п. 1 ст. 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в гл. 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, налоговый орган правомерно предъявил требование о взыскании с налогоплательщика штрафа в общем порядке, предусмотренном гл. 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2005 N 3620/05.
Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-7125/05-С51 оставить без изменения, кассационную жалобу Унитарного предприятия "Тепловые сети" Красноармейского района г. Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.11.2005 n А12-6918/05-С29 При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом РФ, с учетом налога и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также