ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.11.2005 n А12-36670/04-С44 Исковое требование о взыскании стоимости выполненных работ по государственному контракту удовлетворено правомерно, т.к. материалами дела подтверждается факт выполнения предусмотренных государственным контрактом работ и факт частичной оплаты непосредственно истцу произведенных работ, что свидетельствует о прямом последующем одобрении сделки (как самого факта и порядка ее заключения, так и кандидатуры исполнителя) со стороны субъекта Российской Федерации, представляемого его финансовым органом.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 ноября 2005 года Дело N А12-36670/04-С44

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Волгограднефтегеофизика", г. Волгоград, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, (далее - первый ответчик) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград, (далее - второй ответчик) Территориальному агентству по недропользованию по Волгоградской области, г. Волгоград, (далее - третий ответчик) с иском о взыскании стоимости работ в сумме 4899880 руб., выполненных для нужд Волгоградской области на основании областной целевой программы на 2002 - 2003 гг., утвержденной Постановлением Волгоградской областной Думы от 13.12.2001 N 19/466 и в соответствии с государственным контрактом N 4 от 30.01.2002.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Волгоградской области, Управление науки, промышленности и ресурсов аппарата Главы администрации Волгоградской области.
До судебного заседания истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от иска в части требований к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области и территориальному агентству по недропользованию по Волгоградской области и просил производство по делу в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области и Территориального агентства по недропользованию по Волгоградской области прекратить.
Решением от 31.05.2005 арбитражный суд взыскал с казны Волгоградской области в лице Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области в пользу ОАО "Волгограднефтегеофизика" 4899880 руб. - сумму основного долга за выполненные для нужд Волгоградской области работы, производство по делу в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, Территориального агентства по недропользованию по Волгоградской области прекратил.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, (первый ответчик) не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как не соответствующие нормам материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе ОАО "Волгограднефтегеофизика" в удовлетворении исковых требований к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области.
Первый ответчик в соответствии с письменным ходатайством доводы кассационной жалобы поддерживает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (второй ответчик), как следует из отзыва, с кассационной жалобой не согласно, просит оставить судебные акты без изменения.
Представитель истца в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о взыскании стоимости выполненных полевых сейсмических работ на сумму 4899880 руб., предусмотренных государственным контрактом N 4, заключенным 30.01.2002 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Волгоградской области и ОАО "Волгограднефтегеофизика". В соответствии с указанным контрактом истец принял на себя обязательство по выполнению для нужд Волгоградской области полевых сейсмических работ на нефть и газ в пределах перспективных площадей левобережья Волгоградской области, а Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Волгоградской области - обязательство по оплате выполненных истцом работ за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели областной целевой программой, утвержденной Постановлением Волгоградской областной Думы N 19/466 от 13.12.2001 (п. 1.3 контракта).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в соответствии с п. 4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области является правопреемником Главного управления природных ресурсов МПР России по Волгоградской области в отношении его обязательств по контролю и надзору, а также имущества согласно передаточному акту.
Целью областной целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории Волгоградской области на 2002 - 2003 гг." является обеспечение развития минерально-сырьевой базы Волгоградской области с учетом текущих и перспективных потребностей промышленного, сельскохозяйственного и социального развития, осуществления мониторинга и охраны геологической среды, техническое перевооружение. Согласно паспорту программы ее государственным заказчиком является Управление науки, промышленности и ресурсов Администрации Волгоградской области, а основным разработчиком - Комитет природных ресурсов по Волгоградской области (правопредшественник Главного управления природных ресурсов МПР России по Волгоградской области). В соответствии с указанной Областной целевой программой Администрация Волгоградской области в лице своего Главного финансово-казначейского управления осуществляет финансирование указанных работ из средств областного бюджета (раздел III программы; п. 2 Постановления от 13.12.2001 N 19/466).
Разделом IV программы предусмотрено, что ее реализация обеспечивается Комитетом природных ресурсов по Волгоградской области на основании соглашения с Управлением науки, промышленности и ресурсов Администрации Волгоградской области, которым Комитету должны быть делегированы полномочия на заключение государственных контрактов и на который возложен контроль за реализацией названной программы.
После исключения Управления науки, промышленности и ресурсов из структуры Администрации Волгоградской области и включения Управления в аппарат Главы администрации Волгоградской области (согласно Закону Волгоградской области от 05.03.2002), в Областную целевую программу на 2002 - 2003 гг. изменения в отношении государственного заказчика программы не вносились.
Таким образом, судебные инстанции правильно установили, что указанный в иске государственный контракт заключен на основании Областной целевой программы с предусмотренным ею условием о финансировании предприятий из средств областного бюджета (на контрактной основе), заключен органом Волгоградской области, на который Программой возложена обязанность по организации предусмотренных контрактом работ, а ценность предусмотренных контрактом работ имеет значение для Волгоградской области как субъекта гражданских правоотношений, что прямо вытекает из содержания Областной целевой программы.
Из материалов дела следует, что Комитет природных ресурсов по Волгоградской области заключил с истцом государственный контракт N 4 от 30.01.2002 в отсутствие делегированных полномочий действовать от имени Управления науки, промышленности и ресурсов как государственного заказчика Областной целевой программы.
Однако судебные инстанции правомерно не приняли в качестве основания к отказу в иске отсутствие соглашения между Управлением науки, промышленности и ресурсов Администрации Волгоградской области и Комитетом природных ресурсов Волгоградской области и применили к возникшим спорным правоотношениям требования ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о Главном финансово-казначейском управлении Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 18.05.2002.
Материалами дела подтверждается факт выполнения предусмотренных государственным контрактом работ по трем этапам: проектирование на сумму 70006 руб., организация полевых работ - 130114 руб., полевые сейсмические работы MOB ОГТ, текущая обработка материалов - на сумму 4899880 руб.
Факт частичной оплаты непосредственно в адрес истца Главным финансово-казначейским управлением платежными поручениями N 354 от 30.09.2002 и N 617 от 01.10.2002 произведенных работ с указанием назначения платежа: оплата выполненных работ по государственному контракту N 4 от 30.01.2002, акт выполненных работ от 27.08.2002 - свидетельствует о прямом последующем одобрении сделки (как самого факта и порядка ее заключения, так и кандидатуры исполнителя) со стороны Волгоградской области, представляемой ее финансовым органом.
Статьи 763, 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента Российской Федерации N 305 от 08.04.97, п. 5 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение о порядке организации и проведении конкурсов по размещению областного заказа на поставку продукции для государственных нужд области, Порядок размещения заказов на поставки продукции для государственных нужд области простыми способами закупок, не требующими проведения конкурсов, утвержденные Постановлением от 24.03.2000 N 192, в своей взаимосвязи не исключают возможность приобретения товаров и выполнения работ для нужд области вне рамок конкурса.
Кандидатура исполнителя - истца по делу - согласована с Администрацией Волгоградской области, что подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии с приложением к нему согласованного распределения объектов геологоразведочных работ между организациями-исполнителями и приложением к Областной целевой программе "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории Волгоградской области на 2002 - 2003 гг.".
В соответствии с п. 1.3 государственного контракта N 4 от 30.01.2002 и Постановлением Волгоградской областной Думы N 19/466 от 13.12.2001 финансирование работ по контракту должно осуществляться за счет средств бюджета Волгоградской области.
Судебные инстанции, всесторонне и полно в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, пришли к правомерному выводу о неполном исполнении предусмотренного Областной целевой Программой финансирования работ, выполненных в рамках данной программы.
В этой связи являются обоснованными выводы судебных инстанций об удовлетворении требований истца за счет казны Волгоградской области в лице Главного финансово-казначейского управления Волгоградской области.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, считает их основанными на тщательном исследовании всех обстоятельств и материалов дела, правильном применении норм права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и не могут являться основанием в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными, подлежат оставлению в силе, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 20.07.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-36670/04-С44 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.11.2005 n А12-19768/03-С10 Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также