ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.11.2005 n А12-19768/03-С10 Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 ноября 2005 года Дело N А12-19768/03-С10

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансово-казначейского Управления Администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 07-14.07.2005 по делу N А12-19768/03-С10
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Алдан", г. Волжский, Волгоградская область, к Главному финансово-казначейскому Управлению Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области, г. Волгоград, Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва, Министерству внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, третьи лица: Управление социальной защиты населения Администрации г. Волжского Волгоградской области, Управление финансов по г. Волжскому Волгоградской области, о взыскании 124888 руб. 59 коп. доходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.12.2004 удовлетворен иск Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Алдан" о взыскании доходов, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот.
С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 26987 руб. 31 коп. С Главного финансово-казначейского Управления Администрации Волгоградской области за счет казны Волгоградской области, взыскано 97582 руб. 65 коп. С Управления финансов по г. Волжскому, Волгоградская область, за счет казны г. Волжского, взыскано 318 руб. 60 коп.
Определением суда апелляционной инстанции от 16.06.2005 во исполнение указания кассационной инстанции к участию в деле в качестве ответчиков привлечены главные распорядители денежных средств: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Определено рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Требования по данному делу неоднократно уточнялись, и окончательное требование истца состояло во взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в размере 27305 руб. 94 коп. С Главного финансово-казначейского Управления Администрации Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в размере 97582 руб. 65 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 07 - 14.07.2005 решение суда первой инстанции от 22.12.2004 было отменено по безусловным основаниям. Иск удовлетворен частично.
С Главного финансово-казначейского Управления Администрации Волгоградской области за счет казны Волгоградской области взыскано 97582 руб. 65 коп.
С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано 22799 руб. 78 коп.
В остальной части иска ООО "ЖКХ "Алдан" было отказано.
В иске к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации суд отказал.
В кассационной жалобе Главное финансово-казначейское Управления Администрации Волгоградской области просит отменить Постановление апелляционной инстанции от 14.07.2005, в удовлетворении иска отказать. Такое обосновано отсутствием в действиях органов Волгоградской области незаконности, непринятием ими решений, способствующих причинению истцу убытков.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции правовых оснований для его отмены не находит.
Согласно материалам дела возникновение у истца за период с 2001 г. по 2002 г. убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, подтверждается договорами на оказание услуг, удостоверениями, дающими право на льготы, списками льготников, согласованными с Управлением по социальной защите населения, квитанциями на оплату жилья и коммунальных услуг, актами сверки и другой документацией.
Размер убытков истца установлен судебно-бухгалтерской экспертизой. Ответчиками размер убытков не оспорен, контррасчеты не представлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа считает правомерным удовлетворение требования истца о взыскании с Главного финансово-казначейского Управления Администрации Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области 97582 руб. 65 коп. убытков, возникших в результате предоставления льгот ветеранам на сумму 64241 руб. 18 коп., инвалидам на сумму 5163 руб. 27 коп., военнослужащим на сумму 25986 руб. 17 коп., реабилитированным на сумму 2192 руб. 03 коп.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы, связанные с предоставлением льгот, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Предоставление льгот инвалидам предусмотрено ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95.
Порядок предоставления льгот и возмещения расходов регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по муниципальному жилому фонду, возмещаются в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В обоснование требования в этой части истцом предоставлена выписка из реестра муниципального имущества, согласно которой дома, где проживают лица, получившие льготы, принадлежат муниципальному жилому фонду.
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по муниципальному жилому фонду, субъектом Российской Федерации - Волгоградской области - не установлен.
В соответствии с п. п. 14, 15 ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено компенсирование выпадающих доходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных указанным Законом, как из федерального бюджета, так и из бюджетов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 г." и ст. 55 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г." установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из фонда компенсации и направленных на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 г. средств фонда компенсаций" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают целевое использование выделенных средств фонда компенсации и при необходимости вносят в Министерство финансов Российской Федерации предложения об изменении размера субсидий и субвенции, утвержден порядок предоставления и расходования средств фонда.
В соответствии с этим Постановлением Правительства Российской Федерации финансовые органы Волгоградской области вправе были подавать заявки об изменении размеров средств, выделяемых из фонда компенсации. Однако доказательств, свидетельствующих об обращении ГФКУ Администрации Волгоградской области в Министерство финансов Российской Федерации с предложениями об изменении размеров субсидий из фонда компенсации, материалы дела не содержат.
Постановлением Волгоградской областной Думы N 12/214 от 28.06.2001 была утверждена "Областная комплексная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов Волгоградской области на 2001 - 2005 гг.", раздел 7 которой предусматривает направление средств областного бюджета на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Однако доказательств компенсации выпадающих доходов организациям, предоставившим льготы указанной категории лиц, в том числе истцу, материалы дела не содержат.
Согласно п. 14 Положения "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, возмещение расходов, понесенных предприятиями по предоставлению льгот, производится за счет средств бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.98 возмещение расходов, связанных с предоставлением военнослужащим льгот по оплате жилья, коммунальных услуг производится в зависимости от принадлежности жилого фонда, в котором проживают военнослужащие:
- по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета;
- по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта Федерации, муниципальному жилому фонду - за счет средств бюджетов Российской Федерации.
Из письма УМИ Администрации г. Волжского следует, что дома, в которых проживают военнослужащие, относятся к муниципальному жилому фонду. Убытки, связанные с предоставлением военнослужащим положенных им льгот, возникли в период с 01.01.2001 по 30.06.2002.
Требование истца в части взыскания выпавших доходов с казны Российской Федерации подлежит удовлетворению частично: по убыткам, возникшим в результате предоставления льгот работникам милиции и многодетным семьям.
В соответствии с п/п. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 413 "О мерах по социальной поддержке семей" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431.
------------------------------------------------------------------
Согласно п. 2 Постановления Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26, 29 июня 1992 г. N 51 и N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий, указанных в п/п. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431, производятся за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О милиции" сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50% скидка при оплате коммунальных услуг, которая наряду с другими льготами компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, вместо части 1 статьи 30 Федерального закона "О милиции" имелась в виду часть 3 статьи 30 указанного Закона.
------------------------------------------------------------------
Согласно материалам дела, работники милиции, которым были предоставлены льготы, служат в подразделениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.
Министерством финансов Российской Федерации не представлены доказательства выделения Министерству внутренних дел Российской Федерации, как главному распорядителю, денежных средств на компенсацию предоставленных льгот работникам милиции по оплате коммунальных услуг.
Компенсация выпавших доходов, возникших в связи с предоставлением работникам милиции льгот, произведена до 30.06.2002.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа находит обоснованным отказ в удовлетворении иска в части взыскания убытков, возникших в связи с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Этим Законом льготы по оплате за техническое обслуживание не предусмотрены.
При таких обстоятельствах Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 07 - 14.07.2005 является правомерным.
Суд кассационной инстанции правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит. Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными и влечь отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 07 - 14.07.2005 по делу N А12-19768/03-С10 оставить без изменения.
Кассационную жалобу Главного финансово-казначейского Управления Администрации Волгоградской области оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.11.2005 n А12-15038/05 Налоговый кодекс РФ не запрещает вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменять счет-фактуру на оформленный в установленном порядке для получения права на применение налогового вычета и возмещения НДС.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также