ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.02.2005 n А57-1011/04-5 В удовлетворении заявления о взыскании задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды отказано правомерно, т.к. оно подано с нарушением предельно допустимых сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 февраля 2005 года Дело N А57-1011/04-5

(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Закрытому акционерному обществу "Береговское" (далее - Общество) о взыскании недоимки и пеней по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 958297,45 руб.
Решением суда от 31.08.2004 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и взыскать с Общества недоимку и пени по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить ее без удовлетворения, указывая на несостоятельность доводов Инспекции.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, у Общества по состоянию на 01.01.2001 образовалась задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды на общую сумму 958297,45 руб.
Инспекцией в адрес Общества было выставлено требование N 15-59/206 об уплате налога по состоянию на 20.11.2003 со сроком исполнения до 25.11.2003.
В связи с неуплатой данных платежей в срок, указанный в требовании, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности во внебюджетные фонды в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований Инспекции, арбитражный суд исходил из того, что Инспекцией пропущен срок для взыскания налоговых платежей.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" недоимка по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, образовавшаяся на 01.01.2001, и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
На основании ст. 9 этого же Закона взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Таким образом, при взыскании с Общества задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2001 г. налоговые органы должны соблюдать требования, установленные ст. ст. 48, 69, 70 Кодекса.
Из материалов дела следует, что требование об уплате образовавшейся на 01.01.2001 задолженности выставлено налоговым органом 20.11.2003, то есть по истечении срока, установленного ст. 70 Кодекса.
В силу ст. ст. 46, 48 Кодекса, п. 12 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 5 от 28.02.2001 исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд в течение шести месяцев с момента истечения 60-дневного срока, установленного для принятия решения на бесспорное списание задолженности, начиная со дня, установленного для исполнения требования.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 Кодекса) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 Кодекса).
Арбитражный суд правомерно указал, что если налоговый орган пропустил срок направления требования, то он может обратиться в суд в пределах совокупных сроков, установленных ст. ст. 46, 48 и 70 Кодекса, то есть 3 месяца, 60 дней, 6 месяцев. Совокупность этих сроков фактически является сроком давности взыскания налоговых санкций.
Следовательно, как правильно указал суд, сроки для обращения в суд у Инспекции истекли.
В связи с вышеизложенным заявление Инспекции о взыскании с Общества задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды обоснованно оставлено без удовлетворения, так как оно подано с нарушением предельно допустимых сроков, установленных Кодексом.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального Закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.10.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1011/04-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.02.2005 n А55-9952/04-29 Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также