ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 08.02.2005 n А55-7803/04-22 Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не запрещают вносить исправления в неправильно оформленный счет-фактуру или заменять его на оформленный в установленном порядке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 февраля 2005 года Дело N А55-7803/04-22

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Новокуйбышевский завод катализаторов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Самарской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения налогового органа N 340 от 27.04.2004. Общество также просило признать недействительным требования налогового органа N 1183 от 17.05.2004 и N 128 от 14.05.2004.
Решением суда от 28.09.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение Инспекции N 340 от 27.04.2004, а также ее требования N 128 от 14.05.2004 и N 1183 от 17.05.2004 признаны недействительными в части взыскания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму 26173,1 руб., пени в размере 381 руб. и штрафа в размере 5234,6 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить требования Общества полностью. По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество обоснованно предъявило к вычету сумму НДС в размере 1804850 руб. и заявило к возмещению 760901 руб. по уточненной декларации за декабрь 2003 г.
В связи с реорганизацией Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 16 по Самарской области Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производит замену ответчика его правопреемником - на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 16 по Самарской области.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции - возражения на них, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 27.01.2004 декларации по НДС за декабрь 2003 г. с учетом уточненного расчета. Согласно данному расчету сумма НДС, начисленная к возмещению из бюджета, составила 760901 руб.
В ходе проверки обоснованности применения Обществом налоговых вычетов в сумме 265430 руб. Инспекцией было выявлено отсутствие оснований к возмещению суммы НДС, составившей 26173,08 руб., поскольку счета-фактуры были выставлены покупателю продавцами с нарушением порядка, установленного п. 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Кроме того, Инспекция установила нарушение ст. 172 Кодекса, выразившееся в необоснованном применении налогового вычета в сумме 1804850 руб. по приобретенным основным средствам.
По результатам проверки Инспекций было принято оспариваемое решение N 340 от 27.04.2004 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 366205 руб. Этим же решением Обществу было предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 1831023 руб. и пени в размере 15979 руб.
Не согласившись с вынесенным решением и требованиями об уплате налога и налоговой санкции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества и признавая оспариваемое решение и требования Инспекции недействительными в части взыскания НДС на сумму 26173,1 руб., пени в размере 381 руб. и 5234,6 руб. штрафа, арбитражный суд исходил из того, что ни ст. 169 Кодекса, ни иные статьи гл. 21 Кодекса не запрещают вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменять его на оформленный в установленном порядке. В связи с чем Общество правомерно заявило к вычету НДС в сумме 26173,08 руб.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Спорным является применение Обществом налогового вычета и возмещения НДС по приобретенным основным средствам.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором комиссии N 14-02-55 от 31.03.2003 Общество с ограниченной ответственностью "Юкос-Импорт" (далее - ООО "Юкос-Импорт") по поручению Общества закупает технологическое оборудование (экструдера для катализаторов). Данное оборудование было импортировано по контракту N 14-03-396/30214-5-6 от 12.05.2003.
В уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2003 г. Общество заявило вычет по приобретенному основному средству в сумме 1804850 руб. на основании выставленных ему ООО "Юкос-Импорт" счетов-фактур:
- N 782 от 09.12.2003 - на сумму 306554,07 руб., в том числе 51092,35 руб. - комиссионное вознаграждение за выполненные обязательства по договору комиссии N 14-02-55 от 31.03.2003 с приложением N 1 от 07.04.2003;
- N 781 от 09.12.2003 - на сумму 48055,23 руб., в том числе 2035,75 руб. - затраты, компенсируемые по отчету комиссионера;
- N 780 от 09.12.2003 - на сумму 344228,9 руб., в том числе НДС - 57303,3 руб., стоимость экструзионной машины, импортная, уплачиваемый на таможне НДС и таможенное оформление.
Данные счета-фактуры были выставлены налогоплательщику ООО "Юкос-Импорт" как продавцом-комиссионером в связи с выполнением договорных обязательств по договору комиссии N 10-02-55 от 31.03.2003.
Отказывая Обществу в применении налогового вычета и возмещения НДС по приобретенным основным средствам - технологическому оборудованию, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых, в том числе, для осуществления производственной деятельности.
В силу п. 1 ст. 172 Кодекса вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в п. п. 2 и 4 ст. 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов. Следовательно, основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.
Вместе с тем, согласно п. 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства России от 02.12.2000), комиссионер не регистрирует в книге покупок счета-фактуры, связанные с реализацией товаров по посредническим договорам.
В обязанность комиссионера входит лишь хранение таких счетов-фактур в журнале учета полученных счетов-фактур.
Следовательно, сумма налога подлежит предъявлению продавцом покупателю-комитенту с уплатой соответствующей суммы налога. Основанием для вычета НДС у комитента будет счет-фактура, выставленная комиссионером в порядке, предусмотренном п. 24 вышеуказанных Правил. При этом в данный счет-фактуру переносятся показатели, содержащиеся в счете, выставленном продавцом комиссионеру. Кроме того, последний может включить в этот счет-фактуру отдельной строкой сумму посреднического вознаграждения с выделением НДС.
Как установлено судом, в счетах-фактурах N N 780, 781, 782 от 09.12.2003 выставлена оплата стоимости экструзионной машины, импортная пошлина, уплаченный таможне НДС, комиссия за открытие аккредитива, плата за перевод денежных средств, комиссия банка за выполнение функции агента валютного контроля и комиссионное вознаграждение.
При этом ООО "Юкос-Импорт" выставило их не как комиссионер, а как продавец-комиссионер.
Кроме того, свой статус в качестве поставщика ООО "Юкос-Импорт" указало и в счете N 475 от 18.09.2003, и в счете N 181п-3 от 12.05.2003, и в паспорте сделки от 19.05.2003.
Счета-фактуры, выставленные якобы поставщиком, содержат суммы, уплаченные при ввозе товара на таможенную территорию, что отражено также и в ГТД. Несмотря на это, в обоснование предъявленного вычета Общество вместе с декларацией представило в Инспекцию счета-фактуры ООО "Юкос-Импорт", как если бы последний был поставщиком оборудования.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что Обществом нарушен порядок применения налоговых вычетов, установленный п. 1 ст. 172 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-7803/2004-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 08.02.2005 n А55-7771/2004-51 Налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы Российской Федерации и представления в налоговые органы соответствующих документов; закон не связывает возникновение у добросовестного налогоплательщика-экспортера права на возмещение НДС с фактом перечисления суммы налога его поставщиками.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также