ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 03.02.2005 n А12-21824/04-С37 Дело по заявлению о признании недействительным постановления администрации города в части включения в этот акт общества в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 февраля 2005 года Дело N А12-21824/04-С37

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Випойл-Инвест", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2004 по делу N А12-21824/04-С37
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Випойл-Инвест", г. Волгоград, о признании недействительным Постановления Администрации города Волгограда от 12.03.2003 N 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" в части включения ООО "Випойл-Инвест" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны, третье лицо - Государственное учреждение "Центр санитарно-эпидемиологического надзора города Волгограда",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2004 Обществу с ограниченной ответственностью "Випойл-Инвест" восстановлен срок на обращение в суд с требованием о признании недействительным Постановления Администрации города Волгограда "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" от 12.03.2003 N 276 в части включения ООО "Випойл-Инвест" в качестве налогоплательщика земельного налога, как не соответствующим ст. 1, п. 9 ст. 12, ст. 15 Федерального закона "О плате за землю", а также п. 2.12.1 СанПиН 02.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38.
В удовлетворении требования ООО "Випойл-Инвест" о признании Постановления администрации города Волгограда "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" от 12.03.2003 N 276 недействительным в части включения ООО "Випойл-Инвест" в качестве налогоплательщика земельного налога, как не соответствующим ст. 1, п. 9 ст. 12, ст. 15 Федерального закона "О плате за землю", а также п. 2.12.1 СанПиН 02.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38, отказано.
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ООО "Випойл-Инвест" просит отменить решение суда первой инстанции от 03.11.2004, принять новый судебный акт, которым:
- Постановление Администрации города Волгограда "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" от 12.03.2003 N 276 признать недействительным, как не соответствующим ст. 1, п. 9 ст. 12, ст. 15 Федерального закона "О плате за землю", п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- это же Постановление признать недействительным в части включения в этот акт ООО "Випойл-Инвест" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны по объектам:
- АЗС по ул. Менжинского,15а;
- АЗС по ул. Исторической;
- АЗС по ул. Пермской;
- АЗС по ул. Рабоче-Крестьянской;
- АЗС в поселке Горная поляна;
- АЗС по ул. Лазоревой.
Такое заявитель кассационной жалобы обосновывает вынесением судебного акта с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 03.11.2004 подлежит отмене, в дело - направлению на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Волгограда "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" от 12.03.2003 N 276 установлены площади земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами.
Для ООО "Випойл-Инвест" санитарно-защитные зоны установлены по объектам: АЗС по ул. Менжинского,15а; АЗС по ул. Исторической; АЗС по ул. Пермской; АЗС по ул. Рабоче-Крестьянской; АЗС в поселке Горная поляна; АЗС по ул. Лазоревой.
Истец обратился в суд с иском о признании Постановления Администрации города Волгограда "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" от 12.03.2003 N 276 недействительным в части включения в этот акт ООО "Випойл-Инвест" в качестве налогоплательщика земельного налога, как не соответствующим ст. 1, п. 9 ст. 12, ст. 15 Федерального закона "О плате за землю", а также п. 2.12.1 СанПиН 02.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38.
В ходе судебного заседания представитель истца поддержал уточненные исковые требования. Кроме этого, просил восстановить срок для подачи искового заявления, мотивируя тем, что ООО "Випойл-Инвест" не было уведомлено органом местного самоуправления о принятии обжалуемого акта.
Отказ в удовлетворении иска ООО "Випойл-Инвест" суд обосновал тем, что оспариваемое Постановление принято в пределах полномочий Администрации города Волгограда в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы, предусмотренных п. 5 ст. 43 Устава города-героя Волгограда. Истцу санитарно-защитные зоны установлены в соответствии с действовавшим в момент установления таких зон СанПиН 02.2.1/2.1.1.1031-01.
На основе анализа материалов дела судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа считает, что по делу не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по данному делу.
Так, Постановлением Администрации города Волгограда "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" от 12.03.2003 N 276 Инспекциям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам г. Волгограда рекомендовано расчет земельного налога санитарно-защитных зон предприятий производить согласно площади земельных участков, занимаемых такими зонами.
В этой связи в ходе нового рассмотрения дела следует проверить, наделена ли Администрация города Волгограда Уставом города-героя Волгограда правом принятия решения рекомендательного характера и является ли такое решение обязательным для установления земельного налога.
В силу п. 2.6 СанПиН 02.2.1/2.1.1.1031-01 предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, подлежат отделению от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона отделяет территорию промышленной площади от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.
Незаконность обжалуемого Постановления заявитель кассационной жалобы обосновывает в частности тем, что этим актом в отношении объектов ООО "Випойл-Инвест" - АЗС по ул. Исторической и АЗС по ул. Рабоче-Крестьянской - установлены санитарно-защитные зоны несмотря на то, что зоны, как жилая, ландшафтно-рекреационная, курортная, зона отдыха, к этим объектам не примыкают.
Следовательно, в ходе нового рассмотрения следует проверить, является ли обязательным установление санитарно-защитных зон в отношении указанных объектов.
Исследование этого обстоятельства, как считает судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, следует провести путем проведения анализа и оценки позиции и.о. Главного государственного санитарного врача Волгоградской области, изложенной в письме от 05.10.2004 (исх. N 07/1-3621), с учетом информации, усматривающейся из письма Комитета по градостроительству и архитектуре от 06.10.2004 (исх. N АР-3543-04).
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занимаемые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами являются землями общего пользования.
В соответствии с п. 9 ст. 12 Федерального закона "О плате за землю" земли общего пользования населенных пунктов освобождаются от уплаты земельного налога.
В связи с этим следует проверить, не были ли земли общего пользования включены в площадь санитарно-защитных зон, установленных в отношении объектов ООО "Випойл-Инвест".
Таким образом, по результатам добытых доказательств Арбитражному суду Волгоградской области по данному делу следует принять правомерное решение.
В связи с направлением дела на новое рассмотрение судебные расходы по государственной пошлине при подаче кассационной жалобы подлежат распределению после нового рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.11.2004 по делу N А12-21824/04-С37 отменить.
Дело N А12-21824/04-С37 направить в первую инстанцию Арбитражного суда Волгоградской области на новое рассмотрение.
Арбитражному суду Волгоградской области судебные расходы по государственной пошлине при подаче кассационной жалобы распределить в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после нового рассмотрения дела.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 03.02.2005 n А12-21801/04-С29 Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организации при применении общего режима налогообложения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также