ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.02.2005 n А57-5828/04-17 Арбитражный суд признал недействительным отказ налогового органа в применении упрощенной системы налогообложения с момента создания организации, т.к. подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица, является возможностью, но не обязанностью вновь созданной организации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 февраля 2005 года Дело N А57-5828/04-17

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области от 03.03.2004 N 121 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения недействительным и обязании налогового органа выдать уведомление о переводе Общества на упрощенную систему налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2004 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, принятие судебных актов без учета изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2004, в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 30.01.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" обратилось в налоговый орган с заявлением на государственную регистрацию юридического лица в связи с его созданием. Запись о создании названного юридического лица внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 02.02.2004, а 03.02.2004 налоговым органом вновь созданному юридическому лицу был присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6449970710 и выдано Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
10.02.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" подало в Налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако оспариваемым уведомлением N 121 от 03.03.2004 налогоплательщику отказано в применении указанного налогового режима по мотиву несвоевременной подачи заявления.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Кодекса вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, право применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации в силу п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации напрямую связано с правом подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
С принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с п. 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этой связи, если до 01.01.2004 в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 г." (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.10.2002 N 3830) заявление о постановке на учет в налоговом органе подавалось юридическим лицом одновременно с документами на государственную регистрацию, то с 01.01.2004, учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом в одном лице, заявление о постановке на учет в налоговом органе перестало подаваться.
Это послужило основанием для утверждения налоговым органом, что подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения должна осуществляться одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица.
Данная позиция налогового органа противоречит указаниям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изложенным в Письме от 27 мая 2004 г. N 09-0-10/2190@ "О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию", в соответствии с которыми до внесения соответствующих изменений в ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица, является возможностью, но не обязанностью вновь созданной организации. Предоставление данной возможности служит цели реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела видно, что волеизъявление и все действия Общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения. Данная обязанность не была выполнена налоговым органом.
В силу того, что Общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" было поставлено на учет в налоговом органе без подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах, оно было лишено возможности реализовать свое право одновременной подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленное п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
На основании указанных норм Закона лицо, обжалующее отказ в применении упрощенной системы налогообложения по причине пропуска установленного законодательством срока подачи заявления, правомерно заявило о том, что им соблюден установленный действующим законодательством десятидневный срок, в течение которого вновь создаваемое юридическое лицо приобретает соответствующий правовой статус, позволяющий ему приступить к осуществлению предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты являются законными и обоснованными. Правовые основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 04.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5828/04-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.02.2005 n А57-5692/04-16 Арбитражный суд признал недействительным решение налогового органа о взыскании налоговых санкций, т.к. право налогоплательщика на применение налогового вычета по НДС по приобретенным основным средствам, требующим монтажа, возникает по мере постановки на учет соответствующих объектов (основных средств)и не зависит от того, принят ли объект на бухгалтерский учет по счету оборудование к установке или по счету основные средства.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также