ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 08.11.2005 n А55-15496/04-45 Открытие банковского счета для учета денежных средств распорядителя бюджетных средств в коммерческой кредитной организации противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 ноября 2005 года Дело N А55-15496/04-45

(извлечение)
Первый заместитель прокурора Самарской области, г. Самара, обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Самары и к ЗАО АКБ "Газбанк", г. Самара, о признании недействительным (ничтожным) договора на открытие банковского счета и осуществление расчетно-кассового обслуживания от 26.08.2002, заключенного ответчиками, мотивируя свои требования ст. ст. 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 24.01.2005, с учетом ходатайства Прокурора Самарской области, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент финансов Администрации г. Самары.
Решением суда от 14.02.2005 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2005 данное решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что открытый банковский счет является внебюджетным и, следовательно, спорный договор соответствует нормам ст. ст. 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, первый заместитель прокурора Самарской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
Заявитель считает, что согласно ст. ст. 60, 62, 65 Устава Самарской области Бюджетная система области входит в единую бюджетную систему Российской Федерации и осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета, который подлежит открытию в Банке России.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Прокуратуры и ЗАО "КБ "Газбанк", обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13.3 Устава г. Самары (в редакции от 31.01.2002) год имеет самостоятельный единый бюджет, составной частью которого являются сметы доходов и расходов районов города.
В соответствии со ст. 13.7 Устава города в бюджете города выделяются средства для районов города. Сметы доходов и расходов районов города являются составной частью городского бюджета и утверждаются Самарской городской Думой.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Самары от 22.10.2001 N 264 в целях реализации ст. ст. 215, 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Главы г. Самары от 14.08.2001 N 1164 "Об утверждении мероприятий в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета г. Самары на 2001 г." первому ответчику открыт лицевой счет N 01060300006 финансовым отделом (счет 40204810100000105010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области) (л. д. 48).
Из Постановления Самарской городской Думы от 31.01.2002 N 118 "О бюджете г. Самары на 2002 г." следует, что доходы бюджета на 2002 г. формируются, в том числе, и за счет неналоговых доходов, платежей, целевых сборов и прочих доходов, а источником доходов Октябрьского района являются средства, перечисляемые району (л. д. 72).
Однако 26.08.2002 Администрацией Октябрьского района г. Самары заключен с ЗАО "Коммерческий банк "Газбанк" договор на открытие банковского счета и осуществление расчетно-кассового обслуживания.
Данный договор не содержит указания на то, для учета каких средств он заключен.
Учитывая, что источником доходов Октябрьского района на 2002 г. являются средства бюджета, перечисляемые району, а в силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета, подлежащего открытию в Банке России (п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ), судебные инстанции дали ошибочную оценку обстоятельствам, указав, что спорный договор заключен только для учета и обслуживания внебюджетных средств.
При таких данных открытие банковского счета для учета денежных средств распорядителя бюджетных средств в коммерческой кредитной организации противоречит п. 2 ст. 155, п. 2 ст. 156, ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а договор банковского счета от 26.08.2002 в силу ст. 168 является недействительной (ничтожной) сделкой.
Следовательно, открытие первым ответчиком банковского счета в кредитной организации с закреплением права второго ответчика, не являющегося органом, на который возложено кассовое исполнение бюджета самостоятельно распоряжаться средствами первого ответчика, ошибочно признано судом законным.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 25.04.2005 по делу N А55-15496/04-45 отменить, иск удовлетворить.
Признать недействительным договор от 26.08.2002 на открытие банковского счета и осуществление расчетно-кассового обслуживания, заключенный между Администрацией Октябрьского района г. Самары и ЗАО "Коммерческий банк "Газбанк" г. Самары.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 08.11.2005 n А55-14860/05-27 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления территориального отделения Пенсионного фонда РФ о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в связи с пропуском заявителем установленных Налоговым кодексом РФ сроков для выставления требований об уплате недоимки и принудительного взыскания в судебном порядке.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также