ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 28.01.2005 n А65-4596/2004-СА1-23 Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 28 января 2005 года Дело N А65-4596/2004-СА1-23

(извлечение)
Чистопольское городское отделение Татарстанской Республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным акта налоговой проверки N 08-17/371 от 21.11.2003 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании недействительным акта.
До рассмотрения спора по существу заявитель уточнил предмет заявленных требований: просил суд признать недействительным решение ответчика N 08-17/373 от 29.12.2003 о привлечении истца к ответственности
Решением суда первой инстанции от 19 июля 2004 г., оставленным без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции от 6 октября 2004 г., заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение ответчика N 08-17/373 от 29.12.2004 в части, превышающей 110042 руб. 22 коп. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Истец предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и признать недействительным решение ответчика N 08-17/373 от 29.12.2003 по основаниям, изложенным в жалобе. При этом истец указывает, что действующим законодательством, регулирующим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не предоставлено право налоговым органам привлекать к ответственности за нарушение пенсионного законодательства.
Кроме того, в судебном заседании кассационной инстанции представитель истца сообщил, что ответчик и Пенсионный фонд предъявили иски к истцу о взыскании недоимки и пени на основании решения, которое оспаривается по настоящему делу. При этом суммы, предъявленные к взысканию Пенсионным фондом РФ, за один и тот же период отличны от сумм, предъявленных ответчиком, в сторону уменьшения. Оба арбитражных дела приостановлены до принятия судом кассационной инстанции Постановления по настоящему делу.
Ответчик извещен надлежащим образом, представителей не направил.
Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании кассационной инстанции, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 11 час. 15 мин. 28 января 2005 г.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильное применение норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как видно из материалов дела, ответчиком была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в результате которой составлен акт от 21.11.2003 N 08-17/371, на основании которого ответчиком было вынесено решение N 08-17/373 от 29.12.2003 о привлечении истца к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе данной проверки, помимо неправомерного применения льготы, предусмотренной п. "и" ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", а также абз. 5 п. 3 ст. 5 Закона Республики Татарстан "О дорожном фонде в РТ" N 1368-ХП, п. 7 ст. 13 Закона Республики Татарстан от 30.09.92 N 1767-ХП "О плате за землю", была установлена неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 87194 руб.
Данные нарушения были отражены в акте.
Истцом оспаривается позиция суда в части доначисления ответчиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за несвоевременную их уплату.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. А в соответствии с п. 2 указанной нормы взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, ответчик действовал в полном соответствии с положением ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", проверяя правильную и своевременную уплату страховых пенсионных взносов, в том числе и доначислений недоимки и пени.
Вместе с тем указанная норма не предоставляет права ответчику взыскивать в каком-либо порядке пени за несвоевременную уплату страховых пенсионных взносов.
Такими полномочиями наделены органы Пенсионного фонда Российской Федерации по возникшим отношениям после 01.01.2002.
Аналогичные рекомендации по применению норм права в судебной арбитражной практике выработаны в п. 12 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 79 от 11 августа 2004 г. "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Кроме того, суд обосновано указал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ответчиком правомерно доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 87194 руб. 24 коп. и начислены пени за их несвоевременную уплату в размере 22847 руб. 98 коп., всего 110042 руб. 22 коп.
Проверка правильности начисления страховых взносов и пеней за несвоевременную их уплату по искам налогового органа и органа Пенсионного фонда Российской Федерации может быть разрешена по иным арбитражным делам, о которых проинформировал суд кассационной инстанции представителя истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 19 июля 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 6 октября 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4596/2004-СА1-23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 28.01.2005 n А65-10228/03-СГ2-24/3 Дело по иску о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора передано на новое рассмотрение в связи с допущенными судом нарушениями норм процессуального права (в материалах дела отсутствуют доказательство извещения должностного лица - судебного пристава-исполнителя - о времени и месте судебного заседания и сам ненормативный акт должностного лица).  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также