ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 25.01.2005 n А55-6548/04-43 Освобождается от налогообложения по НДС реализация услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, при этом действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по содержанию детей.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 января 2005 года Дело N А55-6548/04-43

(извлечение)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 362 (далее - Детсад) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноглинскому району г. Самары (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 12-5330 от 05.05.2004.
Решением суда от 02.08.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и в удовлетворении требований Детсада отказать, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права - п/п. 4 п. 2 и п. 6 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), устанавливающих порядок освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
В отзыве на кассационную жалобу Детсад просит оставить без удовлетворения, указывая на несостоятельность доводов Инспекции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекций проведена выездная налоговая проверка Детсада по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, о чем составлен акт от 09.04.2004. В акте проверки Инспекция установила, что Детсад неправомерно в 1 и 2 квартале 2002 г. воспользовался льготой по НДС, предусмотренной п/п. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса, поскольку у него в этот период отсутствовала соответствующая лицензия. В результате этого дошкольное учреждение не исчислило и не уплатило в бюджет НДС с денежных средств, полученных от родителей и из бюджета на содержание и воспитание детей.
По результатам проверки Инспекция приняла решение N 12-5330 от 05.05.2004 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания 40252 руб. штрафа. Этим же решением заявителю было предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 201261 руб. и пени в размере 84521 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Детсад обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик ссылается на то, что осуществляемый им вид деятельности не подлежит лицензированию, в связи с чем вывод Налоговой инспекции о неправомерном освобождении от налогообложения спорных операций не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.
Судебные инстанции, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами Детсада и признали недействительным решение Инспекции.
Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя требования налогоплательщика, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно п/п. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
В соответствии с п. 6 ст. 149 Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что заявитель является муниципальным дошкольным образовательным учреждением - Детсадом N 362 - и в соответствии с Уставом оказывает услуги по содержанию, обеспечению воспитания, образования, оздоровления детей в возрасте 1,5 до 6,5 лет. Данное обстоятельство Инспекцией не оспаривается.
Вместе с тем Налоговая инспекция считает, что для освобождения вида деятельности как содержание детей от обложения НДС Детсад должен иметь соответствующую лицензию.
Кассационная инстанция считает такой вывод налогового органа ошибочным.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как правильно указали судебные инстанции, осуществляемая налогоплательщиком деятельность по содержанию детей в таких учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию на основании этого Закона.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации (решение от 27.01.2003 N ГКПИ 02-1399, определение кассационной коллегии от 03.04.2003 N КАС03-137) содержание детей в государственном или муниципальном дошкольном образовательном, осуществляемое на платной основе, не следует смешивать с дошкольным образованием, носящим бесплатный характер. Дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения, действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по содержанию детей.
Кроме того, как обоснованно указали судебные инстанции, в соответствии с п/п. 1 п. 2 ст. 146 Кодекса (в ред. ФЗ от 29.05.2002 N 57-ФЗ) не признаются объектом налогообложения по НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 Кодекса, то есть не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной деятельности, не связанной с предпринимательской. Поэтому к рассматриваемому спору должны применяться вышеуказанные положения Кодекса.
Суд кассационной инстанции считает, что Детсад правомерно не облагал НДС денежные средства, поступившие от родителей и из бюджета на содержание детей, обоснованно пользовался налоговой льготой, предусмотренной п/п. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.10.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-6548/04-43 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноглинскому району Самарской области - без удовлетворения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 25.01.2005 n А55-6478/2004-47 Дело по иску о взыскании необоснованно списанной суммы за потребленную электроэнергию передано на новое рассмотрение для проверки расчетов ответчика стоимости электроэнергии за спорный период.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также