ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 18.01.2005 n А65-18046/2004-СА2-22 Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до даты внесения изменений в Закон Об обязательном пенсионном страховании в РФ, не установлена.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 18 января 2005 года Дело N А65-18046/2004-СА2-22

(извлечение)
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Лачын Инвест" штрафа в размере 10000 руб., предусмотренного п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением от 11.10.2004 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал на том основании, что свидетельство о постановке на учет ответчика по месту его нахождения выдано налоговым органом 09.01.2004, то есть после вступления в законную силу Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ, которым обязанность представления соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды возложена на регистрирующий орган.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит об отмене принятого судебного решения, указывая, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица 16 декабря 2003 г., поэтому обязанность зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда Российской Федерации в 30-дневный срок после государственной регистрации сохраняется за ответчиком в полной мере.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, считает его подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Лачын Инвест" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2003, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л. д. 4).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) регистрация страхователей в территориальных органах страховщика являлась обязательной и должна была осуществляться в тридцатидневный срок для работодателей-организаций со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Организации, в состав которых входили обособленные подразделения, регистрировались по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.
Статьей 27 названного Закона предусмотрена ответственность страхователей за нарушение установленного ст. 11 Закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ответчик с соответствующим заявлением в орган пенсионного фонда обратился 30.03.2004 с нарушением установленного срока.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности в ст. 11 Закона "О пенсионном страховании" и в ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ с 01.01.2004 сведения, необходимые для регистрации в органах страховщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в орган Пенсионного Фонда Российской Федерации направляет не страхователь, а регистрирующий орган.
В силу п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, введенного в действие Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, с 01.01.2004 налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Указанными нормами обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем эти лица и предприниматели продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика и в случае нарушения срока регистрации несут ответственность в соответствии со ст. 27 Закона о пенсионном страховании, изменения в которую не вносились.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что Свидетельство о постановке на учет ответчика по месту его нахождения выдано Налоговой инспекцией по городу Набережные Челны 09.01.2004. Однако данное Свидетельство удостоверяет постановку налогоплательщика на налоговый учет. Запись же о создании данного юридического лица путем реорганизации в форме выделения внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 16.12.2003 и подтверждается Свидетельством от 16.12.2003.
Следовательно, за ответчиком сохранялась обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах Пенсионного фонда.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене как не соответствующее требованиям законодательства.
Поскольку суд обстоятельства правонарушения не исследовал, коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо также обратить внимание на то, составляет ли нарушение страхователем установленного ст. 11 Закона об обязательном пенсионном страховании 30-дневного срока регистрации, более чем на 90 дней.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2004 по делу N А55-18046/2004-СА2-22 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 18.01.2005 n А65-15698/2004-СА2-11 Заявление о признании незаконным решения налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость удовлетворено правомерно, т.к. заявитель в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов представил полный пакет документов, соответствующий требованиям налогового законодательства.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также