ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.11.2005 n А57-1668/05-25 Дело по иску территориального отделения фонда обязательного медицинского страхования о взыскании недоимки и пеней по взносам на обязательное медицинское страхование передано на новое рассмотрение для уточнения вопросов о том, был ли соблюден заявителем законодательно установленный порядок проведения проверки и был ли утвержден страховой тариф на взносы на обязательное медицинское страхование.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 ноября 2005 года Дело N А57-1668/05-25

(извлечение)
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Администрации объединенного муниципального образования Пугачевского района Саратовской области о взыскании недоимки и пеней по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 1 января 1993 г. по 31 декабря 2003 г. в сумме 429877434 руб. 22 коп.
Управление финансов Администрации объединенного муниципального образования Пугачевского района Саратовской области привлечено в качестве третьего лица.
Определением от 31.01.2005 арбитражный суд привлек к участию в деле Министерство финансов Саратовской области в качестве соответчика.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.06.2005 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебного акта, полагая, что судом нормы материального права применены неправильно. Расчет платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения Пугачевского района заявителем обоснован, полностью соответствует действующему законодательству. Порядок проведения проверки заявителем плательщика страховых взносов регулируется Инструкцией о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.09.2001 N 52. Проверка, проведенная заявителем, полностью соответствует установленному порядку.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 01.11.2005.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что заявителем были проведены проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.93 по 31.12.2003. По результатам проверок составлены акты N 28 от 11.10.2004 за период с 01.01.2000 по 31.12.2004 и акт от 18.10.2001 за период с 01.01.93 по 31.12.2000. В соответствии с данными актами задолженность ответчика по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.93 по 31.12.2003 составила 429877434 руб. 22 коп., из них сумма основной задолженности - 204676504 руб. и пени - 225200930 руб. 22 коп. Администрации ОМО Пугачевского района Саратовской области было предложено в десятидневный срок уплатить сумму задолженности и пени в добровольном порядке, в добровольном порядке указанные суммы не были перечислены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию) законодательно на уровне субъекта Российской Федерации не установлены.
В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, в полномочия данного органа входит внесение предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование и согласование с органами государственного управления, местной администрацией тарифов на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Разделом 6 Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99 N 1194, установлено, что подушевые нормативы финансирования здравоохранения формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заявитель не представил доказательств того, что им представлялись на утверждение в органы исполнительной власти Саратовской области и органы местного самоуправления тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Арбитражным судом сделан вывод о том, что на территории Саратовской области в период с 01.01.2001 по 31.12.2003 отсутствовал надлежащим образом утвержденный страховой тариф на взносы на обязательное медицинское страхование, что явилось одним из оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Однако при этом арбитражным судом не дана оценка утверждению заявителя о том, что Генеральное тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования утверждено, в том числе, Министерством здравоохранения Саратовской области.
Кроме того, суд не обсудил вопроса о возможности применения подушевых нормативов на страхование неработающих граждан, рассчитанных в среднем по Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и п. 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия взимания взносов, установленные законодательством о налогах и сборах. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пени с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса РФ на условиях, установленных в отношении налогоплательщиков.
Арбитражным судом сделан вывод, что при проведении документальных проверок должностными лицами ТФОМС Саратовской области были нарушены требования ст. ст. 69, 70, 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что решения по результатам камеральных проверок фондом не принимались и плательщику взносов не направлялись. Как не направлялись требования об уплате взносов и пени на сумму заявленного иска.
Данное обстоятельство принято судом в качестве основания для отказа в иске без учета того, что заявитель руководствовался Инструкцией о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.09.2001 N 52. Данным документом утверждена форма акта проверки, проверка, проведенная заявителем, полностью соответствует установленному порядку.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда нельзя признать достаточно обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.06.2005 по делу N А57-1668/05-25 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.11.2005 n А57-143Б/05-12 Поскольку результаты рассмотрения заявления должника о признании недействительными требований налогового органа могут повлиять на объем требований уполномоченного органа, заявленных в рамках дела о банкротстве, арбитражный суд правомерно приостановил производство по делу о банкротстве.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также