ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 19.01.2006 n А57-12023/04-15 Суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании суммы убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг некоторым категориям граждан, за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку соответствующим федеральным законом предусмотрено целевое финансирование указанных расходов из федерального бюджета.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 января 2006 года Дело N А57-12023/04-15

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 18.08.2005 по делу N А57-12023/04-15
по иску Открытого акционерного общества "Саратовгаз", г. Саратов, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов, о взыскании убытков в размере 43865 руб. 64 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2005, удовлетворен иск Открытого акционерного общества "Саратовгаз".
С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в размере 43865 руб. 64 коп.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит отменить принятые по делу судебные акты, в удовлетворении иска отказать, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции правовых оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, ОАО "Саратовгаз" в период с июля по декабрь 2001 г. предоставило льготы в виде 50-процентной оплаты потребленного газа гражданам, пользующимся такой льготой в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В результате этого Акционерное общество понесло убытки в размере 43865 руб. 64 коп.
В связи с тем, что ОАО "Саратовгаз" не получило возмещение выпавших доходов, оно обратилось в суд с иском о взыскании 43865 руб. 64 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот.
Судебные инстанции иск удовлетворили, установив доказательства причинения ОАО "Саратовгаз" убытков в размере 43865 руб. 64 коп.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не находит.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета и является целевым.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, в соответствии с этим Законом осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и является строго целевым.
В материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на целевое перечисление денежных средств на возмещение расходов, связанных с реализацией указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" обязанность по установлению "Порядка компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии со льготниками, предусмотренными законодательством" возложена на Правительство Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов Российской Федерации, подлежат возмещению Российской Федерацией.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 12 Постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностного лица этих органов. Согласно этому пункту ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего или иного управомоченного органа.
С учетом того, что средства федерального бюджета составляют казну Российской Федерации, от имени которой уполномочено выступать Министерство финансов Российской Федерации, в соответствии со ст. ст. 16, 125, 214, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворение требования истца осуществлено с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, что суд кассационной инстанции находит правомерным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что материалами дела не доказано причинение истцу убытков в размере 43865 руб. 64 коп., не может быть признан обоснованным.
Понесенные истцом в период с июля по декабрь 2001 г. убытки в размере 43865 руб. 64 коп. подтверждены лицевыми счетами абонентов, договором поставки газа на нужды населения от 01.01.2001 N 46-3-0001, актом сверки взаимных расчетов реализации газа, актами о количестве поданного-принятого газа, расчетом стоимости газа по 100-процентному тарифу и отчетами о расходе газа потребителями, списками льготников, заверенными управлением социальной защиты, сводным расчетом иска, справкой Региональной экономической комиссии от 21.03.2001 N РЭК-167/04, сведениями о тарифах.
Заявитель кассационной жалобы, считая принятые по делу судебные акты незаконными и необоснованными, такой вывод обосновывает, в частности, и тем, что истцом не доказана правомерность предоставления льгот некоторым гражданам на сумму 303 руб. 28 коп. и на сумму 481 руб. 44 коп.
Однако Министерством финансов Российской Федерации не представлены доказательства того, что указанные в кассационной жалобе граждане не имеют право на льготу в рамках Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При таких обстоятельствах судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 18.08.2005 по делу N А57-12023/04-15 оставить без изменений.
Кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 19.01.2006 n А57-11745/04-28 Не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков без согласования с уполномоченными органами.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также