ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 23.12.2004 n А55-6239/2004-11 Налог на прибыль в части, зачисляемой в территориальный и местный бюджеты, начисляется и уплачивается налогоплательщиком как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 декабря 2004 года Дело N А55-6239/2004-11

(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Смартс", г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченных Обществом налогов, зачисляемых в территориальный и местный бюджеты.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.07.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2004, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить названные судебные акты, полагая, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога должен производиться по месту учета головной организации налогоплательщика, а не по месту налогового учета его филиала.
Закрытое акционерное общество "Смартс" в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося представителя заявителя в судебном заседании, считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 29.12.2003 и 28.01.2004 заявителем в налоговый орган были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2000 и 2001 гг. в связи с тем, что в первоначальных расчетах была завышена налогооблагаемая база, что привело к излишнему начислению и уплате налога на прибыль за 2000 г., зачисляемого в территориальный бюджет Самарской области, - в размере 275419 руб., налога на прибыль за 2001 г., зачисляемого в территориальный бюджет Самарской области, - в размере 146407 руб., налога на прибыль за 2001 г., зачисляемого в местный бюджет г. Тольятти, - в размере 38528 руб.
27.12.2003 Закрытое акционерное общество "Смартс" обратилось в Налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 2000 г. и 28.01.2004 - с соответствующим заявлением по 2001 г.
Налоговый орган отказал заявителю в возврате излишне уплаченного налога, ссылаясь на необходимость проведения комплексной проверки по месту постановки на учет головной организации - в Железнодорожном районе г. Самары.
Суды обоснованно признали отказ налогового органа в возврате излишне уплаченных сумм налога неправомерным.
Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, а также пени установлен ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями указанной правовой нормы основаниями для возврата налогоплательщику излишне уплаченного налога являются фактическая излишняя уплата налога в соответствующий бюджет, отсутствие задолженности по уплате налогов в тот же бюджет, в который произведена переплата налога, письменное заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае необходимые условия, предусмотренные ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата налога, имели место. Доводы налогового органа обоснованно отклонены судебными инстанциями. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы и представительства не являются юридическими лицами.
В силу ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации именно налогоплательщик (то есть сама организация, а не филиал) обязан встать на учет как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений.
Следовательно, на учете у ответчика состоит не филиал заявителя, как полагает налоговый орган, а сама организация - Закрытое акционерное общество "Смартс" - по месту нахождения своего обособленного подразделения. При этом заявитель начисляет и уплачивает налоги в установленных законодательством случаях через лицевые счета этого налогового органа.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль в части, зачисляемой в территориальный и местный бюджеты, начисляется и уплачивается налогоплательщиком как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений в пропорциях, установленных ст. 1 этого Закона. Именно на основании вышеуказанных норм названного Закона Закрытое акционерное общество "Смартс" направляло соответствующие декларации в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области и уплачивало налог на прибыль в соответствующей части в территориальный бюджет Самарской области и местный бюджет г. Тольятти через лицевые счета этого налогового органа. Следовательно, только на лицевых счетах заявителя, ведущихся в этой Инспекции, могут быть отражены все начисления, уплаты, недоимки и переплаты налога на прибыль в доле территориального и местного бюджетов, относящихся к обособленному подразделению Закрытого акционерного общества "Смартс" - его Тольяттинскому филиалу. Таким образом, заявитель обратился с заявлением о возврате налога в надлежащий налоговый орган.
При таких обстоятельствах судебные акты являются законными, правовые основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 26.08.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-6239/2004-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 23.12.2004 n А55-5322/04-1 Поскольку нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщика сумм налогов, взыскание с заявителя сумм налога, пени и штрафа является неправомерным.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также