ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 21.12.2004 n А72-6400/04-7/483 Арбитражный суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о взыскании налоговых санкций за непредставление налоговых деклараций и неуплату НДС, т.к. заявитель, как арендатор государственного имущества, не является самостоятельным плательщиком НДС с уплаченных им арендодателю сумм арендной платы в связи с отсутствием у него объекта налогообложения в виде оборотов по реализации по данной хозяйственной операции.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 декабря 2004 года Дело N А72-6400/04-7/483

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Вика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Ульяновска (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 16-03/750 от 03.06.2004 в части взыскания штрафных санкций по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за непредставление налоговой декларации в сумме 7943,71 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 Кодекса за неуплату НДС с арендной платы в сумме 552,80 руб. и 1666,24 руб. пени.
Решением суда от 15.09.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и в удовлетворении требований Общества отказать, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, данный спор следует рассматривать без применения ст. 24 Кодекса.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 30.09.2003, о чем составлен акт N 125 от 17.05.2004.
В ходе проверки Инспекция установила неуплату Обществом НДС по арендной плате муниципального имущества в сумме 3935,44 руб. и непредставление налогоплательщиком декларации по НДС.
По результатам проверки Инспекцией принято решение N 16-03/750 от 03.06.2004 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в сумме 234,20 руб., 552,80 руб., по п. 2 ст. 119 Кодекса в виде штрафа в размере 7943,71 руб. Обществу также начислены пени за неуплату НДС в сумме 1666,24 руб.
Не согласившись с вынесенным решением в оспариваемой части, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что Общество в рассматриваемом случае не является самостоятельным плательщиком НДС, в связи с чем у него отсутствует обязанность представлять декларации по НДС с аренды имущества.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Как установлено судом, Общество заключило договор аренды N 13/9-186 государственного недвижимого имущества (нежилого помещения), расположенного по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая 59 "а", с Комитетом по управлению государственным имуществом Ульяновской области. Указанное недвижимое имущество закреплено за ГП "Ульяновскгазстрой" на праве оперативного управления.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 стороны оговорили, что арендная плата и НДС производится ежемесячными перечислениями вперед до 10 числа оплачиваемого месяца.
Согласно ответу Главного управления финансов Ульяновской области N 03-29 от 23.08.2004 на запрос налогоплательщика Общество в 2001 г. уплатило в областной бюджет арендной платы 9406,90 руб., в том числе НДС 1567,10 руб.
В соответствии с ответом Департамента имущественных отношений Ульяновской области N 04-473 от 14.02.2002 на запрос налогоплательщика последний в 2001 г. уплатил арендную плату в сумме 1951,76 руб., в том числе НДС 390,37 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Однако следует учитывать, что на лиц, названных налоговыми агентами п. п. 3 и 4 ст. 161 Кодекса, следует распространять все особенности налоговых агентов, предусмотренные ст. ст. 24 и 123 Кодекса.
Согласно ст. 8 Кодекса налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям ст. 8 Кодекса.
Следовательно, нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов. Поэтому вывод суда о том, что заявитель, как арендатор государственного имущества, не является самостоятельным плательщиком НДС с уплаченных им арендодателю сумм арендной платы в связи с отсутствием у него объекта налогообложения в виде оборотов по реализации по данной хозяйственной операции, судебная коллегия находит законным и обоснованным. Данная позиция подтверждена и определением Конституционного Суда Российской Федерации N 384-О от 02.10.2003. Поскольку у Общества нет обязанности платить НДС, у него отсутствует и обязанность представлять налоговую декларацию по НДС.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.09.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-6400/04-7/483 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 21.12.2004 n А72-5925/04-7/451 При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также