ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.12.2004 n А12-10137/04-С40 Счета бюджетов обслуживаются Банком России, иные кредитные организации выполняют указанные функции Банка России лишь в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 декабря 2004 года Дело N А12-10137/04-С40

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.07.2004 по делу N А12-10137/04-С40
по иску Прокуратуры Волгоградской области к Муниципальному учреждению здравоохранения "Детская поликлиника N 5", г. Волгоград, Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк "КОР", г. Волгоград, третье лицо - Центральный банк России, г. Москва, о признании недействительным договора на ведение банковского счета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения "Детская поликлиника N 5", Открытому акционерному обществу "АКБ "КОР", третьи лица: Центральный банк Российской Федерации, Департамент финансов Администрации г. Волгограда, о признании недействительным договора N 2769 на ведение банковского счета в рублях Российской Федерации от 05.02.2004, заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности сделки путем обязания Открытого акционерного общества "АКБ "КОР" закрыть бюджетный счет.
Решением от 09.07.2004 суд в иске отказал.
В апелляционном порядке законность и обоснованность указанного решения не проверялись.
В кассационной жалобе истец просит принятый судебный акт отменить как не соответствующий нормам материального права, заявленный иск удовлетворить.
Проверив в соответствии со ст. 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене, иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно материалам дела, 05.02.2004 Открытое акционерное общество "АКБ "КОР" и Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская поликлиника N 5" заключили договор N 2769 на ведение банковского счета в рублях, в соответствии с которым первому ответчику в Коммерческом банке был открыт бюджетный счет N 40206810000000160038, Банк обязался принимать и зачислять на счет денежные средства, а также выполнять распоряжения ответчика о перечислении и выдаче денежных средств со счета.
Иск основан на том, что указанный договор не соответствует требованиям п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что понятие "счета бюджета" раскрыто в ст. ст. 40, 216, 218, 219, 227, 238, 242, 287 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Первый ответчик в силу ст. ст. 161, 162, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и учредительных документов является бюджетным учреждением и получателем средств бюджета.
В связи с изложенным суд пришел к выводу, что бюджетный счет, открытый по договору N 2769 от 05.02.2004, не является счетом бюджета, а является счетом получателя средств бюджета, на который перечисляются денежные средства со счета бюджета.
Вывод суда первой инстанции о том, что открытый на основании оспариваемого договора бюджетный счет не является счетом местного бюджета применительно к понятию счета бюджета как счета, на который зачисляются все поступающие доходы соответствующего (в данном случае - местного) бюджета и осуществляются все расходы бюджета (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ), является правильным. В соответствии с Положением ЦБР от 18.06.97 г N 61 "Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", действовавшим до 05.12.2002, для учета средств местных бюджетов на счетах органов, исполняющих местный бюджет в банках, открываются пассивные счета за N 40204.
Однако суд первой инстанции не дал правовой оценки характеру и назначению открытого ответчиками на основании оспариваемого договора счета.
На банковских счетах N 40206, к которым относятся открытые на основании оспариваемого договора счета, подлежат учету средства местных бюджетов, выделенные распорядителям бюджетных средств, каковым Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская поликлиника N 31" в силу ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является.
В соответствии со ст. 216 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей принцип единства кассы, осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета. Данный счет в соответствии с ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ подлежит открытию в Банке России, конституционность данного положения подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. N 12-П.
В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" бюджетный процесс в муниципальном образовании, которым является г. Волгоград, осуществляется в соответствии с положением о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании, разрабатываемом представительными органами местного самоуправления в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными Федеральными законами и законами субъекта РФ.
Согласно ст. 113 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде, на Департамент финансов Администрации г. Волгограда возложены функции кассиров всех получателей и распорядителей бюджетных средств и осуществление платежей от имени и по поручению бюджетных организаций. Той же нормой предусмотрено осуществление всех расходов со счета бюджета города и установлен запрет на осуществление операций в процессе исполнения бюджета города, минуя счет бюджета города. Статья 114 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде устанавливает принцип исполнения бюджета города с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в Департаменте финансов г. Волгограда для каждого распорядителя и получателя бюджетных средств.
Более того, Постановлением Администрации г. Волгограда от 17.04.2002 N 292, утвердившим Временный порядок финансирования расходов бюджета города при автоматизированной системе казначейского исполнения бюджета (п. 1.2), предписано закрытие бюджетных счетов распорядителей бюджетных средств бюджета города, открытых в ОАО "АКБ "КОР".
Таким образом, оспариваемый договор противоречит требованиям ст. ст. 215, 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
В соответствии с п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения, в связи с чем требование Прокурора о применении последствий недействительности сделки подлежит удовлетворению.
На основании изложенного коллегия считает обжалуемое решение незаконным, принятым с неправильным применением норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.07.2004 по делу N А12-10137/04-С40 отменить, иск удовлетворить.
Признать договор N 2769 на ведение банковского счета в рублях Российской Федерации от 05.02.2004, заключенный между Муниципальным учреждением здравоохранения "Детская поликлиника N 5", г. Волгоград, и Открытым акционерным обществом "АКБ "КОР", г. Волгоград, недействительным.
Обязать Открытое акционерное общество "АКБ "КОР", г. Волгоград, закрыть бюджетный счет N 40206810000000160038, открытый на основании договора N 2769 от 05.02.2004.
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения "Детская поликлиника N 5", г. Волгоград, Открытого акционерного общества "АКБ "КОР", г. Волгоград, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 1000 руб. с каждого, по кассационной жалобе - в размере 500 руб. с каждого.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительные листы в соответствии с настоящим Постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 16.12.2004 n А06-1569-3/03 Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника здания, сооружения и другого недвижимого имущества, на котором расположена принадлежащая ему недвижимость, права ограниченного пользования этим зданием, сооружением (сервитут).  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также