ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.12.2004 n А72-9825/04-СП684 Арбитражный суд признал недействительным решение налогового органа в части взыскания налоговых санкций за неуплату дополнительных платежей по налогу на прибыль, поскольку из оспариваемого решения налогового органа усматривается, что последним не были начислены обществу налоговые санкции и пени за неуплату дополнительных платежей по налогу на прибыль, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 декабря 2004 года Дело N А72-9825/04-СП684

(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Авиастар-СП", г. Ульяновск, (далее - ЗАО "Авиастар", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнений, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - Налоговая инспекция) от 03.12.2003 N 1189ДСП в части доначисления налога на прибыль в сумме 10992810 руб. 44 коп., соответствующих сумм пени и санкций в сумме 4397124 руб. 17 коп.; дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 2380665 руб. 88 коп.; налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 27677374 руб. 49 коп., соответствующих сумм пени и санкций в сумме 10970949 руб. 80 коп.; земельного налога в сумме 12054064 руб. 68 коп., пени в сумме 4985257 руб., санкций по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4881625 руб. 88 коп. и по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 25313 535 руб. 82 коп.; налога на рекламу в сумме 3208 руб. 30 коп., пени - 2 руб. 57 коп., санкций в сумме 1283 руб. 32 коп.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2004 оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления:
- налога на прибыль в сумме 1394038 руб. 06 коп., соответствующих сумм пени, санкций в сумме 557615 руб. 22 коп.;
- налога на землю в сумме 1749270 руб. 60 коп., соответствующих сумм пени и санкций в сумме 699708 руб. 24 коп.;
- налога на добавленную стоимость в сумме 25331224 руб. 89 коп., соответствующих сумм пени и санкций в сумме 10132489 руб. 36 коп.; а также пени по оплате услуг ЗАО "Авиастар-транс";
- санкций по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на рекламу в сумме 1283 руб. 32 коп.
В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2004 того же суда решение изменено.
Заявление Общества оставлено без удовлетворения в части его требований о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа о доначислении:
- налога на прибыль в сумме 21853 руб. 96 коп., пени и санкций в сумме 8741 руб. 58 коп. в связи с завышением внереализационных расходов вследствие включения в их состав НДС со стоимости услуг центрального здравпункта и автоуслуг для представителей заказчика;
- налога на прибыль в сумме 1118434 руб. 10 коп., пени и санкций в сумме 447373 руб. 64 коп. в связи с отнесением в операционные расходы НДС по работам, услугам, оплаченным за счет прибыли предприятия;
- налога на прибыль в сумме 112000 руб., пени и санкций в сумме 44800 руб. в связи с включением части затрат по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в состав внереализационных расходов;
- НДС в сумме 3657994 руб. 86 коп., соответствующих пеней и санкций в связи с отказом в предоставлении налоговых вычетов.
Наряду с этим Постановлением апелляционной инстанции признано недействительным решение налогового органа о начислении:
- налога на прибыль в сумме 6462220 руб. 64 коп., пени и санкций в сумме 2584888 руб. 26 коп. в связи с отнесением на внереализационные расходы пеней, штрафных санкций за нарушение кредитных договоров в сумме 18463487 руб. 53 коп.;
- налога на прибыль в сумме 108683 руб. 76 коп., пени и санкций в сумме 43473 руб. 50 коп. в результате отнесения на внереализационные расходы отчислений в государственные внебюджетные фонды;
- налога на прибыль в сумме 7402 руб. 50 коп., пени и санкций в сумме 2961 руб. в связи с отнесением на внереализационные расходы затрат по осуществлению информационных и консультационных услуг и рекомендаций по мобилизационной подготовке предприятия в проведении учета и анализа использования мощностей, их сохранения и поддержания;
- налога на прибыль в сумме 14875 руб., пени и санкций в сумме 5950 руб. в связи с завышением внереализационных расходов на стоимость услуг Общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания "Юнилайн" по подготовке пакета документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг по договору от 20.11.2000 N 450/42 в сумме 42500 руб.;
- налога на прибыль в сумме 2406371 руб. 90 коп., пени и санкций в сумме 962548 руб. 76 коп. в связи с отнесением на себестоимость продукции процентов по кредитным договорам, направленным на приобретение векселей.
Принятые по делу судебные акты стороны обжаловали в кассационном порядке со ссылкой на неправильное применение судами норм материального права.
В своей кассационной жалобе Общество просит отменить судебные решение и Постановление в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа.
В свою очередь, Налоговая инспекция просит в кассационной жалобе отменить состоявшиеся судебные акты в части признания недействительным оспариваемого решения.
В судебное заседание стороны представили отзывы на кассационные жалобы с возражениями на содержащиеся в них доводы.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 14 декабря 2004 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку Закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, по вопросам соблюдения законодательства об НДС за период с 01.01.2001 по 30.09.2002.
По результатам проверки составлен акт от 10.06.2003 N 471ДСП и принято решение N 1189ДСП от 03.12.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 119, п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122, ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, с наложением штрафных санкций на общую сумму 43393450 руб. 79 коп. Решением Обществу доначислены, в числе прочего, налог на прибыль в сумме 17220336 руб. 80 коп., дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 2380665 руб. 88 коп., НДС в сумме 27977044 руб. 36 коп., налог на землю в сумме 12054064 руб. 64 коп., налог на рекламу в сумме 3208 руб. 30 коп., соответствующие пени.
Заявление Общества о признании недействительным решения налогового органа судебными инстанциями удовлетворено частично.
Как установлено судом первой инстанции, Общество является пользователем земель в Заволжском районе г. Ульяновска на основании Постановления Мэра г. Ульяновска от 30.01.2001 N 512, в соответствии с которым земельные участки под площадкой N 1 по проезду Антонова, равной 3180492,0 кв. м, передаются в постоянное пользование Общества в связи с перераспределением земель ОАО УАПК "Авиастар" между дочерними предприятиями. Свидетельство о государственной регистрации предприятию выдано 12.03.2002 (серия 73-АС N 227455).
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что налоговая декларация за 2001 г. налогоплательщиком не представлена, земельный налог не начислялся. По результатам проверки налоговым органом начислен земельный налог по средней ставке, предусмотренной Законом Российской Федерации "О плате за землю", с применением бюджетного коэффициента 2001 г. в размере 3,79 руб. за один квадратный метр, что составило 12054064 руб. 68 коп.
Решением налогового органа заявитель привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по земельному налогу, за неуплату налога за 2001 г. и подвергнут штрафу по п. 2 ст. 119 и по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в суммах 25313535 руб. 82 коп. и 4821625 руб. 88 коп. соответственно.
Решением суда первой инстанции, оставленным в этой части без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции, признано недействительным решение налогового органа о доначислении земельного налога в сумме 1749270 руб. 60 коп., пени, налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 699708 руб. 24 коп.
При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Ссылка налогоплательщика на отсутствие документа, подтверждающего право собственности, владения и пользования земельным участком (свидетельства о государственной регистрации) не может быть принята во внимание, так как отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого землепользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду пункт 2 статьи 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
------------------------------------------------------------------
Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога, которые ежегодно индексировались путем установления в Федеральном законе о бюджете поправочного коэффициента, в частности в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 г." N 227-ФЗ от 31.12.99, Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 г." N 150-ФЗ от 27.12.2000.
При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что на основе средних ставок устанавливается налог за городские (поселковые) земли.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В 2001 г. действовало решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 "О ставках земельного налога", в соответствии с которым для налогоплательщика установлена ставка налога 2,7 руб./кв. м.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
Таким образом, нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, оснований для отмены или изменения судебных актов в этой части не имеется.
Налоговым органом доначислен налог на прибыль в сумме 104500 руб., пени, санкции завышением внереализационных расходов на сумму платежей Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства за рассмотрение ходатайства о приобретении пакета акций ЗАО "Авиастар-Транс", ООО "Авиастар - Учебный центр", в связи с чем доначислен налог на прибыль в сумме 104500 руб., пени, санкции.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 552 от 05.08.92 (далее - Положение о составе затрат), признал недействительным решение налогового органа в этой части.
Решение суда в этой части оставлено без изменения судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает правильными выводы судов о том, что обязательный характер платежей, взимаемых антимонопольным органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1284 от 26.12.95 "О плате за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством", соответствует расходам, которые на основании п. 15 Положения о составе затрат включаются в состав внереализационных расходов.
Материалами проверки установлено, что расходы по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), по договору с Самарским государственным аэрокосмическим университетом им. Королева N 6/01 от 01.01.2001 и по договору с Открытым акционерным обществом "АНТК им. А.Н.Туполева" N 525/00 от 2000 г., отнесены на себестоимость продукции, часть затрат по оплате НИОКР включена Обществом в состав внереализационных расходов.
Данные обстоятельства явились основанием для начисления налога на прибыль соответственно в суммах 253750 руб. (110882 руб. 10 коп. пени и санкций) и 112000 руб. (44800 руб. пени и санкций).
Судебная коллегия считает правильным Постановление апелляционной инстанции арбитражного суда о правомерности решения налогового органа в этой части.
В соответствии с п/п. "г" п. 2 Положения о составе затрат затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, а также по повышению качества продукции, связанные с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.
Судом установлено, что проведение НИОКР подтверждается заключенными с Самарским государственным аэрокосмическим университетом им. Ак. Королева и ОАО "АНТК им. А.Н.Туполева" договорами на проведение таких работ, актами приема-передачи научно-технической продукции, в которых отражено, что

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 14.12.2004 n А72-939/03-Р1-Б Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также