ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 09.12.2004 n А72-7739/02-К439-Б Арбитражный суд удовлетворил заявление территориального отделения Фонда социального страхования о включении капитализированных платежей в реестр требований кредиторов, исчислив сумму исходя из того, что страховые выплаты несовершеннолетним детям застрахованного лица (погибшего на производстве) будут выплачиваться до достижения ими совершеннолетия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 декабря 2004 года Дело N А72-7739/02-К439-Б

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск,
на определение от 8 июля 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-7739/02-К439-Б
по заявлению Государственного учреждения Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск, об обязании конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Теренгульское жилищно-коммунальное хозяйство" включить его в реестр требований кредиторов,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о включении в реестр кредиторов первой очереди требований ФСС в размере суммы капитализируемых платежей, составляющей 1146717 руб. 68 коп.
Заявление обусловлено следующими обстоятельствами.
По состоянию на 07.08.2003 сумма капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев при ликвидации Муниципального унитарного предприятия "Теренгульское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Теренгульское ЖКХ") составляет размер требований граждан, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни. Размер капитализированных платежей определен в соответствии с Методикой расчета капитализированных платежей, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863. Исходя из этого размер требований, которые были определены на дату принятия решения о несостоятельности МУП "Теренгульское ЖКХ", подлежащих выплате гражданам до достижении ими возраста 70 лет, подлежит включению в реестр требований должника.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелась в виду Методика расчета размера капитализируемых платежей, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования РФ N 72 от 30.07.2001 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
------------------------------------------------------------------
Определением суда первой инстанции от 08.07.2004 заявление удовлетворено частично: требования ФСС включены в первую очередь с суммой капитализированных платежей в размере 129470 руб. 04 коп.
В кассационной жалобе ГУ Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, предлагается судебное определение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм законодательства о банкротстве и Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое определение подлежит оставлению в силе по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.08.2003 МУП "Теренгульское ЖКХ" признано несостоятельным и в отношении него открыто конкурсное производство.
В результате чего ГУ Ульяновское региональное отделение ФСС Российской Федерации обратилось с требованием о включении капитализированных платежей в порядке, определенном Методикой расчета, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, в реестр требований кредиторов.
Основанием для выплаты капитализированных платежей страхователем (МУП "Теренгульское ЖКХ") явилось событие, признанное несчастным случаем на производстве, в результате которого погиб гражданин Самаркин А.С. (застрахованный).
Данные обстоятельства явились основанием для страхового возмещения, причиненного в результате наступления страхового случая застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых лицам, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в редакции от 02.01.2003, действующей на момент назначения страховых выплат (далее - Закон о страховании).
Согласно п. 3 ст. 7 Закона о страховании страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются несовершеннолетним до достижения ими возраста 18, до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.
Данные требования Закона о страховании корреспондируют и с требованиями ст. 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации. При указанных обстоятельствах соответствующие платежи должны быть капитализированы в размере платежей, исчисленных до достижения несовершеннолетними Самаркиным М.А. и Самаркиным В.А. возраста 18 лет, либо до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.
Таким образом, выводы первой инстанции при определении размера требований ФСС основаны на действующем законодательстве.
Доводы ФСС о применении Методики расчета размера капитализированных платежей с учетом достижения лиц, имеющих право на страховое возмещение вреда, семидесяти лет, в силу ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности", не основаны на правильном толковании норм права.
Методика расчета размера капитализируемых платежей, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, была разработана в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности".
Следовательно, применение названной Методики при введении конкурсного производства по Федеральному закону "О несостоятельности" (2002 г.) не может быть признано обоснованным.
Пункт 3 ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности" (2002 г.) устанавливает, что при согласии гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации и удовлетворяется в первую очередь.
В этом случае обязательства должника перед гражданином либо лицами, имеющими право на страховое обеспечение по выплате капитализированных платежей, переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
С учетом этого отсутствие порядка получения страхового обеспечения, утвержденного Правительством Российской Федерации, не может исключать применение срока капитализации, определяемого п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании" для несовершеннолетних детей застрахованного.
Вместе с тем получение страховщиком капитализированных платежей от страхователя (МУП "Теренгульское ЖКХ") в размере, исчисленном из достижения детей застрахованного семидесяти лет, приведет к неосновательному обогащению Фонда социального страхования.
Поскольку судебный акт принят на основании полного исследования всех обстоятельств дела и действующего законодательства, оснований для отмены определения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
определение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2004 по делу N А72-7739/02-К439-Б оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 09.12.2004 n А72-6995/04-5/458 Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также