ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.12.2004 n А65-6058/2004-СА1-19 Поскольку заявитель непосредственно не осуществлял добычу полезных ископаемых, а получал нефть в качестве вознаграждения за проведенные работы по увеличению нефтеотдачи, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему платежей за пользование недрами и отчислений в Фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 7 декабря 2004 года Дело N А65-6058/2004-СА1-19

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кондурчанефть" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - Налоговая инспекция) от 09.01.2004 N 12юл/в о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 04.06.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2004, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, считая их незаконными.
Как указывает в кассационной жалобе ее заявитель, суды не применили ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", ст. 60 Закона Республики Татарстан "О недрах", относящих к законодательству о недрах нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, и сделали ошибочные выводы о том, что на спорные правоотношения не распространяется действие "Временного положения о порядке раздела продукции между предприятиями, имеющими лицензию на право пользования недрами, и компаниями - производителями работ по стимуляции скважин и повышению нефтеотдачи пластов на объектах добычи Республики Татарстан", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.08.99 N 490. Согласно данному Временному положению полученные организацией, ведущей работы по повышению нефтеотдачи на условиях раздела продукции, объемы нефти проходят через счета реализации такой организации с начислением всех налогов, предусмотренных действующим законодательством при реализации нефти недропользователем.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платы за пользование недрами за период с 01.01.2000 по 31.12.2001.
Проверкой, в том числе, было установлено, что между заявителем и Нефтегазодобывающим управлением "Нурлатнефть" Открытого акционерного общества "Татнефть" (далее - НГДУ "Нурлатнефть") был заключен договор, согласно которому заявитель в качестве вознаграждения за проведение работ по воздействию на скважины с целью повышения нефтеотдачи пластов (далее - МУН) получает 50% от дополнительно добытой НГДУ "Нурлатнефть" нефти, полученной в результате применения МУН.
Так, в 2000 г. заявитель в качестве вознаграждения за проведение работ по МУН получил 7286 т нефти, добытой пользователем недр - НГДУ "Нурлатнефть". Количество реализованной заявителем нефти, полученной от НГДУ "Нурлатнефть" за проведение МУН, составило в 2000 г. 7650 т (с учетом нефти, полученной в 1999 г.).
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Татарстан от 17.11.99 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 г." и принятым в соответствии с ним Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2000 N 346 заявителю была установлена квота на добычу 4000 т нефти за счет методов увеличения нефтеотдачи и 37000 т - из новых месторождений с освобождением от платы за пользование недрами и отчислений в Фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых Республики Татарстан.
Однако количество добытой заявителем в 2000 г. нефти превысило квоту на добычу нефти на 3286 т и квоту на ее реализацию - на 3650 т, которые подлежат обложению платой за пользование недрами и отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы. При этом налоговый орган ссылается на ст. ст. 39, 41 и 44 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" и на п. 6 Временного положения о порядке раздела продукции между предприятиями, имеющими лицензию на право пользования недрами, и компаниями - производителями работ по стимуляции скважин и повышению нефтеотдачи пластов на объектах добычи Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.08.99 N 490 "Об объемах добычи и реализации нефти нефтегазодобывающими предприятиями Республики Татарстан на 1999 г." (далее - Временное положение).
По результатам проверки составлен акт N 12юл/в от 03.12.2003, в котором отражено, что заявителем в 2000 г. не включено в налоговую базу по платежам за пользование недрами 3286 т нефти, в налоговую базу по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 3650 т нефти, полученных за счет применения мероприятий по увеличению нефтеотдачи (МУН) на скважинах Открытого акционерного общества "Татнефть" (далее - ОАО "Татнефть").
На основании акта проверки налоговый орган 09.01.2004 принял решение N 12юл/в о привлечении заявителя к налоговой ответственности, в соответствии с которым ему доначислены платежи за право пользования недрами в сумме 641892 руб. 94 коп., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 742758 руб. 60 коп., начислены пени в сумме 1162693 руб. 35 коп. по указанным платежам. Этим же решением заявитель привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2000 г. в виде штрафа в сумме 276930 руб. 31 коп.
Заявитель, не согласившись с указанным с решением, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство связывает платежи за пользование недрами и отчисления в Фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов Республики Татарстан с деятельностью по добыче полезных ископаемых. В данном же деле речь идет о полученной заявителем нефти в качестве вознаграждения за проведенные работы по увеличению нефтеотдачи. Поскольку заявитель непосредственно не осуществлял добычи полезных ископаемых, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ему вышеназванных сумм платежей и отчислений.
Такие же выводы сделаны судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает судебные акты законными.
Согласно ст. 39 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ) пользование недрами является платным. При пользовании недрами пользователями производятся платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы.
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Татарстан "О недрах" в редакции от 25.12.92, действовавшей в период спорных отношений, пользователями недр могут быть юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование конкретными участками недр. Согласно ст. 22 названного Закона в соответствии с лицензией на пользование недрами полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.
Статьей 6 Закона Российской Федерации "О недрах" и ст. 14 Закона Республики Татарстан "О недрах" установлен исчерпывающий перечень видов пользования недрами, который не содержит такого вида пользования как проведение работ по повышению нефтеотдачи пластов.
Согласно ст. 41 Закона Российской Федерации "О недрах" порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Исходя из смысла указанной статьи, платежи за пользование недрами начисляются от общего количества добытых полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 44 Закона Российской Федерации размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются Федеральным собранием Российской Федерации и определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
В соответствии с п. 1 Инструкции Госналогслужбы от 31.12.96 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" п. 2.3.2 Положения "О плате за пользование недрами в Республике Татарстан", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.92 N 495, принятым на основании Закона Российской Федерации от 27.11.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.95 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", плательщиками данных отчислений являются пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Закон Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991, а не от 27.11.1991.
------------------------------------------------------------------
Налоговый орган не оспаривает, что заявителем в 2000 г. непосредственная добыча нефти из своих скважин с применением МУН не производилась. Полученные им в качестве вознаграждения за проведение работ по МУН 7286 т нефти добыты НГДУ "Нурлатнефть".
Ссылка ответчика в кассационной жалобе на ст. 60 Закона Республики Татарстан от 25.12.92 N 1722-XII, действовавшего на территории Республики Татарстан до 17.02.2001, является несостоятельной.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям Федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действует настоящий Закон и иные федеральные законы. Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление конкретных размеров платежей за пользование недрами было предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ.
Таким образом, судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.06.2004 и Постановления апелляционной инстанции от 27.08.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6058/2004-СА1-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07.12.2004 n А65-5519/2004-СА1-19 Поскольку на момент обращения налогового органа в суд с иском о взыскании налога срок обязанности по уплате налога для налогоплательщика еще не наступил, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также