ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.12.2004 n А57-5808/04-25 Налогоплательщик должен был определять налоговую базу по НДС исходя из государственных цен реализации коммунальных услуг, то есть не включая в налоговую базу суммы дотаций (субсидий), полученных из бюджета на покрытие возникшего убытка, т.к. у налогоплательщика возникла отрицательная разница между суммами налога на добавленную стоимость, уплаченными поставщикам, и суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по операциям, связанным с реализацией коммунальных услуг, соответствующая сумма налога подлежит возмещению.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 декабря 2004 года Дело N А57-5808/04-25

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области
на решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 02.09.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5808/04-25
по заявлению Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Кировскому району г. Саратова" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области N 437/15 от 20.05.2004 и обязании возместить сумму налога на добавленную стоимость в размере 25597950 руб. путем возврата на расчетный счет,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 08.07.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2004, Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что оснований для возмещения налога на добавленную стоимость не имеется, так как МУ "Дирекция единого заказчика по Кировскому району г. Саратова" не производит и не реализует коммунальные услуги населению и не имеет лицензию на оказание таких услуг.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя налогоплательщика, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что 27.10.2003 заявитель представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за указанный период, отразив в них объем коммунальных услуг, исчисленный с их стоимости НДС и суммы налоговых вычетов по НДС, уплаченного поставщикам товаров, работ, услуг, использованных для реализации коммунальных услуг.
Решением Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области N 437/15 от 20.05.2004, принятым по результатам выездной налоговой проверки, признано неправомерным предъявление заявителем к вычету спорной суммы НДС за налоговые периоды с января 2001 г. по июнь 2003 г., отказано в возмещении НДС в сумме 25597950 руб.
Указанное решение налогоплательщик обжаловал в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. ст. 2 и 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и. коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (п. 8) цены на коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ), реализуемые населению, относятся к государственным регулируемым ценам и устанавливаются органами местного самоуправления. Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению, устанавливаются ниже уровня себестоимости услуг.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелось в виду Постановление Правительства Российской Федерации N 239 от 7 марта 1995 г.
------------------------------------------------------------------
Налогоплательщик, осуществляя хозяйственную деятельность по реализации коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам, получал убыток, который погашался ему местным бюджетом путем предоставления субсидий.
В соответствии с п. 13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных реализуемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Применительно к спорным правоотношениям налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из государственных регулируемых цен реализации коммунальных услуг без включения в нее суммы дотации (субсидий), полученных для покрытия разницы суммы.
Методическими рекомендациями по применению гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20 декабря 2000 г. N 6Г-3-03-447, предусмотрено, что суммы дотации, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Возникшая разница подлежит возмещению (зачету) из бюджета в установленном порядке (п. 36.2 Методических рекомендаций).
Таким образом, коллегия считает, что арбитражный суд пришел к правильному выводу относительно того, что налогоплательщик должен был определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость исходя из государственных цен реализации коммунальных услуг, то есть, не включая в налоговую базу суммы дотаций (субсидий), полученных из бюджета на покрытие возникшего убытка, так как у налогоплательщика возникла отрицательная разница между суммами налога на добавленную стоимость, уплаченными поставщикам, и суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по операциям, связанным с реализацией коммунальных услуг. Соответствующая сумма налога подлежит возмещению на основании и в порядке, предусмотренном ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Предъявленный поставщиками энергоресурсов налог уплачен заявителем в соответствии с выставленными счетами-фактурами, что не оспаривается налоговым органом.
Коллегия считает, что доводы заявителя жалобы проверялись судом в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нашли своего подтверждения, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 02.09.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5808/04-25 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.12.2004 n А57-3832/04-35 За несвоевременную уплату налога предусмотрено начисление пеней.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также