ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.12.2004 n А55-9974/03-34 Дело по заявлению о признании незаконным решения налогового органа о взыскании налоговых санкций и доначислении налогов передано на новое рассмотрение для выяснения вопроса о том, в каком статусе осуществляет свою деятельность заявитель - в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского фермерского хозяйства - и по каким налогам он отчитывается.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 декабря 2004 года Дело N А55-9974/03-34

(извлечение)
Предприниматель - Глава крестьянско-фермерского хозяйства Абуев Иржан Шафикович (далее - КФХ Абуев И.Ш.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Самарской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 04/260 от 25.08.2003.
Решением суда от 20.08.2004 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Инспекции признано недействительным.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, Инспекцией проводилась проверка КФХ Абуева И.Ш., зарегистрированного 30.01.2001, а не 28.03.2001.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель КФХ Абуева И.Ш. доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, Инспекций проведена выездная налоговая проверка КФХ Абуева И.Ш. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, о чем составлен акт N 00141992-04/2-120 от 05.08.2003 во изменение ранее составленного акта выездной налоговой проверки от 10.07.2003 N 00141992-04/2-110.
В акте проверки Инспекция установила, что КФХ Абуева И.Ш. в предоставленных налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц и единого социального налога (далее - ЕСН) за 2001 г. и 2002 г. неправомерно указало льготу по налогам на доходы физических лиц на основании п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и по ЕСН на основании п. 5 ст. 238 Кодекса, поскольку 27 членов данного КФХ не являются таковыми, а являются наемными работниками, которым Кодексом указанные льготы не предоставлены.
По результатам проверки Инспекцией принято решение N 04-260 от 25.08.2003 о привлечении КФХ Абуева И.Ш. к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 29592 руб. на основании ст. 123 Кодекса, штрафа в сумме 62720 руб. на основании п. 1 ст. 122 Кодекса. Этим же решением КФХ Абуева И.Ш. было предложено перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц и единый социальный налог и пени по этим налогам в соответствующих суммах.
Не согласившись с вынесенным решением, глава КФХ Абуев И.Ш. обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования КФХ Абуева И.Ш., арбитражный суд исходил из того, что Инспекция не привела нормы законодательства, нарушенные заявителем, в связи с чем у Инспекции оснований для доначисления налога на доходы физических лиц и ЕСН, а также взыскания пеней по ст. 75 Кодекса по данным налогам не имелось.
Кассационная инстанция признает данные выводы ошибочными, основанными на неполном исследовании обстоятельств и материалов дела по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается Предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 14 статьи 217 Кодекса предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
В соответствии с п/п. 5 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
Абуев И.Ш. зарегистрирован предпринимателем без образования юридического лица 30.01.2001 (свидетельство серии Г N 1 от 30.01.2001).
30.01.2001 Абуев И.Ш. также зарегистрирован Главой Крестьянского фермерского хозяйства (свидетельство серии Г N 1 от 30.01.2001). Данное Крестьянское фермерское хозяйство поставлено на учет в налоговом органе 31.01.2001, и ему присвоен ИНН 637500141992.
Постановлением Гражданской сельской администрации Красноармейского района Самарской области N 8 от 28.03.2001 Абуев И.Ш. признан главой КФХ с членами Крестьянского фермерского хозяйства в составе 27 человек. Данное Крестьянское фермерское хозяйство на налоговом учете не состоит.
19.03.2004 КФХ Абуева И.Ш. в соответствии с Федеральными законами "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" прошло перерегистрацию как хозяйство, глава которого зарегистрирован до 01.01.2004. В своем заявлении, поданном в регистрирующий орган, Абуев И.Ш. указал дату первоначальной регистрации 30.01.2001, а не вышеуказанное Постановление N 8 от 28.03.2001 (свидетельство от 19.03.2004 серии N 63 N 002023256).
Таким образом, из материалов дела следует, что Абуев И.Ш. является Главой КФХ согласно свидетельству от 30.01.2001 и Главой КФХ с 27 членами согласно Постановлению N 8 от 28.03.2001. Руководствуясь именно Постановлением N 8 от 28.03.2001, Глава КФХ Абуев И.Ш. в соответствии с п. 14 ст. 217 и п. 5 ст. 238 Кодекса заявляет льготы по уплате налога на доходы физических лиц и ЕСН.
Судебная коллегия считает, что при вынесении решения судом первой инстанции не установлено, фактически в каком статусе осуществляет свою деятельность Абуев И.Ш. - в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского фермерского хозяйства, и по каким налогам он отчитывается. Кроме того, из материалов дела следует, что все работники согласно сведениям о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ ежемесячно получают заработную плату, а не часть дохода об общей деятельности.
Также судом не дана оценка доводам Инспекции о том, что члены Крестьянского фермерского хозяйства земли в собственности или в аренде от государства не имеют. Все члены сдают земельные паи, принадлежащие каждому отдельно, Крестьянскому фермерскому хозяйству в аренду. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации N 348-1 от 22.11.90 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имущество крестьянского фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве общей долевой или совместной собственности.
Суд кассационной инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П, считает, что суд первой инстанции формально применил нормы налогового законодательства, не оценив все имеющиеся материалы в деле во взаимной их связи.
Также следует учитывать, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения Закону или иному нормативному акту согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на налоговые органы. Однако поскольку в соответствии с Кодексом члены крестьянского фермерского хозяйства имеют льготы по налогам на доходы физических лиц и по ЕСН, Глава КФХ Абуев И.Ш. обязан доказать правомерность своих исковых требований. Обязанность по доказыванию указанных обстоятельств возложена на истца не только законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, но и ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах решение суда от 20.08.2004 не может быть признано судом кассационной инстанции принятым на основании полного и всестороннего исследования всех фактических обстоятельств и материалов дела, подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.08.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9974/03-34 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.12.2004 n А55-8463/04-44 Налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы РФ и представлении в налоговые органы соответствующих документов.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также