ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 25.11.2004 n А57-7512/04-26 Арбитражный суд признал недействительным решение налогового органа о доначислении единого социального налога, т.к. налогоплательщик произвел выплаты своим работникам за счет средств, оставшихся в распоряжении общества после уплаты налога на прибыль, и поэтому данная сумма не являлась объектом налогообложения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 ноября 2004 года Дело N А57-7512/04-26

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Саратов - Холод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 18.05.2004 N 8147/8151.
Решением суда от 10.06.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить решение суда и в иске Обществу отказать. По мнению заявителя, суд неправильно применил п. п. 1 и 4 ст. 236, п. 1 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Налоговая инспекция считает, что налогоплательщик, в нарушение положений вышеназванных норм права, необоснованно уменьшил в 2001 г. налогооблагаемую базу по единому социальному налогу на суммы материальной выгоды, полученной работниками Общества в виде частичной оплаты Обществом стоимости путевок работникам и членам их семей и в виде частичной оплаты питания работников. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 и единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, о чем составлен акт N 0424 от 27.04.2004.
В акте проверки Инспекция установила, что при определении налогооблагаемой базы для исчисления единого социального налога в 2001 г. Общество в нарушение п. 4 ст. 237 Кодекса (в редакции, действующей в 2001 г.) не включило в налогооблагаемую базу суммы материальной выгоды в размере 1320514 руб., в том числе:
в виде частичной оплаты стоимости путевок работникам и членам их семей на общую сумму 53254 руб. 90 коп.;
в виде частичной оплаты питания работников на общую сумму 1267260 руб.
Таким образом, налоговая база для исчисления единого социального налога в 2001 г. занижена на сумму 1320514,90 руб., а сумма единого социального налога занижена на 470103,31 руб.
По результатам проверки Налоговая инспекция приняла решение от N 8147/8151 от 18.05.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в размере 94020 руб. 65 коп.
Этим же решением Обществу было предложено уплатить неуплаченный единый социальный налог в размере 470103,31 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 237196,56 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, судебные инстанции руководствовались ст. ст. 236, 237 Кодекса и исходили из того, что Общество обоснованно исключило из налогооблагаемой базы по единому социальному налогу суммы выплат своим работникам в виде оплаты стоимости путевок работникам и членам их семей и в виде частичной оплаты питания работников.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Кодекса объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
На основании п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Применительно к единому социальному налогу объектом налогообложения для организаций в соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса (в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договорам.
Вместе с тем в п. 4 названной статьи (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) предусмотрено, что указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
Таким образом, при определении объекта налогообложения по единому социальному налогу нормы п. 1 указанной статьи должны применяться с учетом положений п. 4 этой статьи.
Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса налоговая база для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 данного Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
Как установлено судом и не оспаривается Налоговой инспекцией, налогоплательщик произвел оплату путевок своим работникам и членам их семей, а также оплату стоимости питания за счет средств, оставшихся в распоряжении Общества после уплаты налога на прибыль.
Поскольку указанная сумма в рамках ст. 236 Кодекса не является объектом налогообложения, то Общество обоснованно не начислило на нее социальный налог.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 16.09.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-7512/04-26 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 25.11.2004 n А57-7471/04-25-16 Дело по иску о признании недействительным решения антимонопольного органа направлено на новое рассмотрение в связи с принятием арбитражным судом решения в отсутствие заинтересованных лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также