ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 25.11.2004 n А49-4337/04-512А/22 Сумма излишне взысканного налога (пени) возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога (пеней); проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 ноября 2004 года Дело N А49-4337/04-512А/22

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.08.2004
по иску Закрытого акционерного общества "Кузнецкобувь" о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Пензенской области в возврате (зачете) пени в сумме 3322008,10 руб., обязании ответчика произвести зачет в соответствующий бюджет излишне взысканной суммы пеней и процентов - 1129103,60 руб. (в качестве третьих лиц привлечены: Финансовое управление администрации г. Кузнецка, Управление Федерального казначейства по Пензенской области, Управление финансов Пензенской области),
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным судебным решением заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Арбитражный суд исходил из того, что материалами дела подтверждены факт излишнего взыскания с истца пеней, несоответствие действий налогового органа налоговому законодательству и иным нормативным актам и нарушение действиями ответчика прав и законных интересов истца.
В апелляционную инстанцию данное решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене судебного акта, прекращении производства по делу, настаивая на правомерности своих действий, совершенных в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации N 251 от 18.04.2002.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что истец является исполнителем работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 гг., оплата по которым производилась несвоевременно, в связи с чем у налогоплательщика имеется задолженность по налоговым платежам, зачисляемым в различные уровни бюджета.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 Федерального Закона N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." от 30.12.2001 (в редакции 25.07.2002) продлен срок реструктуризации задолженности (основного долга, процентов, пеней и штрафов) для предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Порядок проведения реструктуризации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 251 от 18.04.2002 такой порядок установлен. Подпунктом "б" п. 3 Постановления определено, что списание задолженности по пеням, начисленным на 01.01.2002 на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды, должно производится до 01.11.2002. Пунктом 4 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить списание задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 гг. по вышеуказанным платежам.
Законом Пензенской области N 360-ЗПО от 23.05.2002 и решением Кузнецкого городского собрания представителей N 44 от 22.08.2002 приняты соответствующие решения о списании задолженности по пеням, начисленным на 01.01.2002 на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджеты области и муниципального образования.
Факт того, что истец является исполнителем государственного оборонного заказа, налоговым органом не оспаривается, равно как и несвоевременная оплата выполненных истцом работ.
18.06.2002 письмом N 18/05 истец, сообщив ответчику о том, что является исполнителем государственного оборонного заказа, просил приостановить взыскание задолженности по пени на просроченные платежи в сумме 3323203 руб. Более того, п/п. "а" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 251 предписывалось приостановление взыскания задолженности по пеням до завершения ее списания в соответствии с названным Постановлением.
Однако в июле 2002 г. ответчик с расчетного счета истца списал спорную сумму пеней вопреки вышеупомянутым Законам и нормативным актам, в связи с чем данная сумма стала излишне взысканной и в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату налогоплательщику либо, при наличии задолженности по налогам, зачету в счет ее погашения.
29.04.2004 истец обратился к ответчику с заявлением о зачете излишне взысканных сумм пеней и процентов в счет погашения имеющейся у него задолженности по налогам.
Письмом N НЕ-02/05-20219 от 07.05.2004 ответчик отказал налогоплательщику в удовлетворении его заявления по мотиву пропуска истцом месячного срока для подачи заявления.
Арбитражным судом данный мотив оценен как необоснованной с учетом требований п. 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому именно налоговый орган обязан, установив факт излишне взысканного налога (сбора, пени), сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления данного факта, чего налоговым органом не сделано. Тем более что ответчиком факт излишнего взыскания пени не признавался и в ходе судебного разбирательства.
Справедливо не принят судом и довод ответчика об отсутствии у него реестра головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа на момент взыскания пеней, поскольку он противоречит материалам дела и не меняет его сути.
Согласно п. п. 4, 7 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога (пени) возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога (пеней). Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Потому взыскание процентов, сумма которых ответчиком не оспаривалась, также соответствует закону.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств судебный акт является законным и обоснованным. Правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п/п. 1 п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 19.08.2004 по делу N А49-4337/04-512А/22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 25.11.2004 n А49-3087/04-446А/17 Заявление о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость удовлетворено правомерно, поскольку ответчиком в оспариваемом решении не конкретизированы нарушения, допущенные заявителем при составлении счетов-фактур.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также