ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 11.11.2004 n А12-10134/04-С40 Осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета, данный счет подлежит открытию в Банке России, в иных кредитных организациях подобные счета могут быть открыты в случае отсутствия учреждений Банка России на данной территории.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 ноября 2004 года Дело N А12-10134/04-С40

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение от 13.07.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10134/04-С40
по иску Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград, к МУЗ "Детская поликлиника N 9", ОАО "АКБ "КОР" о признании недействительным договора на ведение банковского счета,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июля 2004 г. по делу N А12-10134/04-С40 отказано в удовлетворении иска Прокурора Волгоградской области к Муниципальному учреждению здравоохранения "Детская поликлиника N 9", Открытому акционерному обществу "АКБ "КОР" о признании недействительным договора N 1046 от 25.02.2003 на ведение банковского счета и применении последствий недействительности сделки. В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Центральный банк РФ, Департамент финансов администрации г. Волгограда.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась.
В кассационной жалобе Прокурор просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении иска. Считает, что суд неправомерно разделил понятия "счет бюджета" и "бюджетный счет"; открытый ответчиками на основании оспариваемого договора счет является счетом бюджета, обслуживание счетов бюджета возложено на Банк России в силу п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ; конституционность данной нормы подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. Также считает, что открытие банковских счетов в коммерческих банках противоречит установленному ст. 215 Бюджетного кодекса РФ принципу казначейского исполнения бюджетов.
Ответчик, ОАО АКБ "КОР", и третье лицо, Департамент финансов г. Волгограда, представили отзывы на кассационную жалобу, в которых считает, что заключенный сторонами договор банковского счета не противоречит ст. 155 Бюджетного кодекса РФ, так как не является счетом бюджета. Заявил, что счет открыт учреждению, как получателю, а не как распорядителю бюджетных средств. Доводы о несоответствии договора банковского счета ст. ст. 215 и 216 БК РФ считают несостоятельными, так как иск предъявлен по иным основаниям. Считают, что текст договора банковского счета не предусматривает возможности распоряжения находящимися на счету денежными средствами минуя счет бюджета г. Волгограда.
Ответчик - МУЗ "Детская поликлиника N 9" - сообщил, что на основании письма Кировского территориального управления Департамента финансов администрации г. Волгограда от 01.09.2004 бюджетный счет в ОАО АКБ "КОР" закрыт, договор N 1046 от 25.02.2003 расторгнут.
В судебном заседании Прокурор поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней основаниям. Представитель ответчика - ОАО АКБ "КОР" - с кассационной жалобой не согласен по основаниям, указанным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывы ответчиков и третьего лица, пояснения представителя Прокуратуры и представителя ответчика, судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Предметом иска является вопрос о действительности договора N 1046 на ведение банковского счета, заключенного ответчиками 25 февраля 2003 г., в соответствии с которым первому ответчику открыт в коммерческом банке бюджетный счет N 40206810300000000125, второй ответчик обязался принимать и зачислять на данный счет денежные средства, а также выполнять распоряжения первого ответчика о перечислении и выдаче денежных средств со счета.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что открытый в соответствии с оспариваемым договором бюджетный счет не является счетом бюджета в понятии ст. ст. 40, 216, 218, 227, 238, 242 Бюджетного кодекса РФ, а является получателем бюджетных средств, как бюджетное учреждение. Статья 163 БК РФ не возлагает на бюджетные учреждения обязанности по открытию счетов в Банке России.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелось в виду: "...а ответчик (МУЗ "Детская поликлиника N 9") является получателем бюджетных средств как бюджетное учреждение".
------------------------------------------------------------------
Вывод суда первой инстанции о том, что открытый на основании оспариваемого договора N 1046 от 25.02.2003 бюджетный счет не является счетом местного бюджета применительно к понятию счета бюджета, как счета, на который зачисляются все поступающие доходы соответствующего (в данном случае - местного) бюджета, и осуществляются все расходы бюджета ((ст. 216 Бюджетного кодекса РФ), является правильным. В соответствии с Положением ЦБР от 18.06.97 N 61 "Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", действовавшим до 05.12.2002, для учета средств местных бюджетов на счетах органов, исполняющих местный бюджет в банках открываются пассивные счета за N 40204.
Однако суд первой инстанции не дал правовой оценки характеру и назначению открытого ответчиками на основании оспариваемого договора счета.
Из договора от N 1046 от 25 февраля 2003 г., заключенного ответчиками, следует, что его предметом является открытие бюджетного банковского счета N 40206810300000000125; распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, производится банком по распоряжению первого ответчика.
На банковских счетах за N 40206 (к которым, в соответствии с приложением N 1 к действовавшим на момент открытия счета Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях, расположенных на территории РФ, утв. Приказом ЦБР от 18.06.97, относится и открытый на основании оспариваемого договора банковский счет N 40206810300000000125) подлежат учету средства местных бюджетов, выделенные негосударственным предприятиям, организациям и учреждениям - распорядителям бюджетных средств, в том числе и на собственные нужды.
Собственные средства бюджетных учреждений, в том числе средства, полученные от предпринимательской деятельности, отражаются в учете банков на пассивных банковских счетах N 40603; данные счета не являются бюджетными счетами и не относятся к оспариваемому договору.
Следовательно, оспариваемый договор банковского счета предназначен для учета средств местного бюджета, выделенных владельцу счета, как распорядителю бюджетных средств, которым первый ответчик - муниципальное медицинское учреждение - не является.
В соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса РФ распорядителем бюджетных средств может быть только орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств местного бюджета, как участник бюджетного процесса, в соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса РФ, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, утверждает сметы доходов и расходов по подведомственным бюджетным учреждениям, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств.
При этом как распорядитель, так и получатель бюджетных средств, в силу ст. 215 Бюджетного кодекса, не являются органами, исполняющими бюджет, кассовое исполнение бюджета осуществляется от имени и по поручению всех распорядителей и получателей бюджетных средств уполномоченными органами исполнительной власти; применительно к г. Волгограду таким органом является Департамент финансов администрации г. Волгограда в силу Положения о бюджетном процессе, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета от 30.10.2002 N 45/845. В соответствии со ст. 216 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей принцип единства кассы, осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета. Данный счет, в соответствии с ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ, подлежит открытию в Банке России, конституционность данного положения подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 N 12-П.
В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" бюджетный процесс в муниципальном образовании, которым является г. Волгоград, осуществляется в соответствии с положением о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании, разрабатываемом представительными органами местного самоуправления в соответствии с общим принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.
Установленные федеральным законом (Бюджетным кодексом РФ) принципы казначейского исполнения бюджета и принцип единства кассы являются обязательными для разработки бюджетного процесса в муниципальном образовании. Данные принципы предусматривают возложение обязанностей кассиров всех распорядителей и получателей бюджетных средств на органы исполнительной власти соответствующего образования, которые осуществляют платежи бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений, а также зачисление всех доходов бюджета и всех бюджетных расходов с единого счета бюджета. Те же принципы закреплены и в ст. 113 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде, которой на Департамент финансов администрации г. Волгограда возложены функции кассиров всех получателей и распорядителей бюджетных средств и осуществление платежей от имени и по поручению бюджетных организаций. Той же нормой предусмотрено осуществление всех расходов со счета бюджета города и установлен запрет на осуществление операций в процессе исполнения бюджета города минуя счет бюджета города. Статья 114 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде устанавливает принцип исполнения бюджета города с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в Департаменте финансов г. Волгограда для каждого распорядителя и получателя бюджетных средств.
Более того, Постановлением Администрации г. Волгограда от 17.04.2002 N 292, утвердившим Временный порядок финансирования расходов бюджета города при автоматизированной системе казначейского исполнения бюджета (п. 1.2), предписано закрытие бюджетных счетов распорядителей бюджетных средств бюджета города, открытых в ОАО "АКБ "КОР". Как заявил первый ответчик, на основании письма Кировского территориального управления Департамента финансов администрации г. Волгограда от 01.09.2004 бюджетный счет в ОАО АКБ "КОР" закрыт, договор N 1046 от 25.02.2003 расторгнут.
Следовательно, открытие первым ответчиком бюджетного счета распорядителя бюджетных средств в кредитной организации, с закреплением договором банковского счета права первого ответчика, не являющегося органом, на который возложено кассовое исполнение бюджета, самостоятельно распоряжаться находящимися на счете бюджетными средствами, минуя при этом счет бюджета, противоречит ст. ст. 215, 216 Бюджетного кодекса РФ. Договор банковского счета N 1749 от 29 мая 2002 г., заключенный ответчиками, является недействительной (ничтожной) сделкой в силу ст. 168 ГК РФ.
Кроме этого, в силу ст. 156 БК РФ кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе; операции с денежными средствами, находящимися на счетах распорядителей и получателей бюджетных средств, не носят возвратный характер.
Недействительная сделка в силу п. 1.1 ст. 167 ГК РФ не влечет юридических последствий, и недействительна с момента ее совершения. Последствием данной сделки явилось открытие банковского счета первым ответчиком в ОАО АКБ "КОР", в связи с чем требование Прокурора о применении последствий недействительности сделки подлежит удовлетворению путем закрытия счета. Однако из представленного суду кассационной инстанции первым ответчиком заявления и письма второго ответчика следует, что 07.09.2004 счет N 40206810300000000125 закрыт, вследствие чего требование о применении последствий недействительности сделки удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции принято при ошибочной оценке обстоятельств дела и с неправильным применением норм материального права, что является основанием для его отмены в силу ст. 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июля 2004 г. по делу N А12-10134/04-С40 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным договор N 1046 на ведение банковского счета от 25 февраля 2003 г., заключенный Открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк "КОР", г. Волгоград, и Муниципальным учреждением здравоохранения "Детская поликлиника N 9", г. Волгоград.
В удовлетворении требования о применении последствий недействительности сделки путем закрытия счета отказать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 11.11.2004 n А06-611/1-6/04 Дело по иску о взыскании задолженности передано на новое рассмотрение, поскольку, несмотря на изменение истцом основания иска, арбитражный суд рассмотрел требование по первоначально заявленному основанию.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также