ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.11.2004 n А12-11681/04-С40 Осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета, данный счет подлежит открытию в Банке России.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 ноября 2004 года Дело N А12-11681/04-С40

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.07.2004 по делу N А12-11681/04-С40
по иску первого заместителя прокурора Волгоградской области в защиту государственных и общественных интересов к Муниципальному медицинскому учреждению "Клиническая поликлиника N 28", г. Волгоград, Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк "КОР", г. Волгоград, третьи лица: Центральный банк Российской Федерации, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области, г. Волгоград, Департамент финансов Администрации г. Волгограда, о признании недействительным договора на ведение банковского счета,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.07.2004 отказано в удовлетворении иска Прокурора Волгоградской области к Муниципальному медицинскому учреждению "Клиническая поликлиника N 28", Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк "КОР" о признании недействительным договора на ведение банковского счета.
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Прокурор Волгоградской области просит отменить принятый по делу судебный акт, иск удовлетворить, мотивируя тем, что судом неправомерно разделены понятия "счет бюджета" и "бюджетный счет".
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 15.07.2004 подлежит отмене, иск Прокуратура Волгоградской области - удовлетворению.
Предметом настоящего иска является вопрос о действительности договора N 1745 на ведение банковского счета от 28.05.2002, в соответствии с которым первому ответчику в коммерческом банке были открыты счета N 40206810400000160036 и N 40206810100007160083. Второй же ответчик обязался принимать и зачислять на эти счета денежные средства, выполнять распоряжения первого ответчика о перечислении и выдаче денежных средств со счета.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении иска основан на том, что открытые в соответствии с договором бюджетные счета не являются счетами бюджета в понятии ст. ст. 40, 216, 218, 227, 238, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что первый ответчик является бюджетным учреждением - получателем бюджетных средств, а не органом, управляющим счетом бюджета и бюджетными средствами. На счета получателей бюджетных средств (бюджетные счета) требования п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяются.
Вывод суда о том, что открытые счета не являются счетами местного бюджета, применительно к понятию счета бюджета, как счета, на который зачисляются все поступающие доходы соответствующего (в данном случае - местного) бюджета, и осуществляются все расходы бюджета (ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации), является правомерным.
Однако судом не дана правовая оценка характеру и назначению открытых счетов.
Из договора N 1745 от 28.05.2002 следует, что его предметом является открытие бюджетных банковских счетов N 40206810400000160036 и N 40206810100007160083, распоряжение денежными средствами, находящимися на них.
На банковских счетах за N 40206 (к которым, в соответствии с приложением N 1 к действовавшим на момент открытия счета Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Центрального банка России от 18.06.97, относятся и счета N 40206810400000160036 и N 40206810100007160083) подлежат учету средства местных бюджетов, выделенные негосударственным предприятиям, организациям и учреждениям - распорядителям бюджетных средств.
Собственные средства бюджетных учреждений, в том числе средства, полученные от предпринимательской деятельности, отражаются в учете банков на пассивных банковских счетах N 40603. Данные счета не являются бюджетными счетами и не относятся к оспариваемому договору на ведение банковского счета.
Следовательно, этот договор предназначен для учета средств местного бюджета, выделенных владельцу счета, как распорядителю бюджетных средств, которым Муниципальное медицинское учреждение "Клиническая поликлиника N 28" не является.
В соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств может быть только орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств местного бюджета, как участник бюджетного процесса, в соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, утверждает сметы доходов и расходов по подведомственным бюджетным учреждениям, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств.
При этом как распорядитель, так и получатель бюджетных средств, в силу ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не являются органом, исполняющим бюджет, кассовое исполнение бюджета осуществляется от имени и по поручению всех распорядителей и получателей бюджетных средств уполномоченными органами исполнительной власти. Применительно к г. Волгограду таким органом является Департамент финансов Администрации г. Волгограда в силу Положения о бюджетном процессе, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета от 30.10.2002 N 45/845.
В соответствии со ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета. Данный счет, в соответствии с ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежит открытию в Банке России.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" бюджетный процесс в муниципальном образовании, которым является г. Волгоград, осуществляется в соответствии с положением о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании, разрабатываемом представительными органами местного самоуправления в соответствии с общим принципами бюджетного процесса, установленными Федеральными законами и Законами субъекта Российской Федерации.
Установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации принципы казначейского исполнения бюджета и принцип единства кассы являются обязательными для разработки бюджетного процесса в муниципальном образовании. Данные принципы предусматривают возложение обязанностей кассиров всех распорядителей и получателей бюджетных средств на органы исполнительной власти соответствующего образования, которые осуществляют платежи бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений, а также зачисление всех доходов бюджета и всех бюджетных расходов с единого счета бюджета. Те же принципы закреплены и в ст. 113 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде, которой на Департамент финансов Администрации г. Волгограда возложены функции кассиров всех получателей и распорядителей бюджетных средств и осуществление платежей от имени и по поручению бюджетных организаций. Той же нормой предусмотрено осуществление всех расходов со счета бюджета города и установлен запрет на осуществление операций в процессе исполнения бюджета города минуя счет бюджета города. Статья 114 Положения о бюджетном процессе в г. Волгограде устанавливает принцип исполнения бюджета города с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в Департаменте финансов г. Волгограда для каждого распорядителя и получателя бюджетных средств.
Более того, Постановлением Администрации г. Волгограда от 17.04.2002 N 292, утвердившим Временный порядок финансирования расходов бюджета города при автоматизированной системе казначейского исполнения бюджета (п. 1.2), предписано закрытие бюджетных счетов распорядителей бюджетных средств бюджета города, открытых в ОАО "АКБ "КОР".
Следовательно, открытие первым ответчиком бюджетных счетов распорядителя бюджетных средств в кредитной организации, с закреплением договором банковского счета права первого ответчика, не являющегося органом, на который возложено кассовое исполнение бюджета, самостоятельно распоряжаться находящимися на счете бюджетными средствами, минуя при этом счет бюджета, противоречит ст. ст. 215, 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах договор на ведение банковского счета от 28.05.2002 N 1745 является недействительной (ничтожной) сделкой в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Недействительная сделка, в силу п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.
Последствием сделки от 28.05.2002 явилось открытие счетов в ОАО АКБ "КОР", в связи с чем требование Прокурора Волгоградской области о применении последствий недействительности этой сделки подлежит удовлетворению путем обязания закрыть бюджетные счета.
Таким образом, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа приходит к выводу, что решение суда первой инстанции от 15.07.2004 принято при ошибочной оценке обстоятельств дела, с неправильным применением норм материального права, что в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.07.2004 по делу N А12-11681/04-С40 отменить.
Иск Прокурора Волгоградской области удовлетворить.
Признать недействительным договор на ведение банковского счета от 28.05.2002 N 1745, заключенный между ОАО "Акционерный коммерческий банк "КОР" и Муниципальным медицинским учреждением "Клиническая больница N 28".
Применить последствия недействительности договора на ведение банковского счета от 28.05.2002 N 1745.
Обязать Акционерный коммерческий банк "КОР" закрыть счета N 40206810400000160036 и N 40206810100007160083, открытые Муниципальному медицинскому учреждению "Клиническая больница N 28".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 10.11.2004 n А12-11676/04-С40 Открытие бюджетного счета бюджетным учреждением в коммерческом банке противоречит закону, поскольку счета бюджетов обслуживаются Банком России, иные кредитные организации выполняют указанные функции Банка России лишь в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также