ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04.11.2004 n А57-6212/04-25 При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога; арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 ноября 2004 года Дело N А57-6212/04-25

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Предпринимателя без образования юридического лица Царькова С.А.
на решение от 22 июня 2004 г. Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-6212/04-25
по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области, г. Энгельс Саратовской области, к Предпринимателю без образования юридического лица Царькову Сергею Анатольевичу, г. Энгельс-19 Саратовской области, о взыскании налога, пени и штрафа в сумме 14068 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области (далее - Налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предпринимателя без образования юридического лица Царькова С.А. (далее - Предприниматель) налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 9231 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 2267 руб., налоговых санкций в общей сумме 2570 руб., начисленных по п. 1 ст. 123, п. 1 ст. 126 и п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда в части взыскания с него НДС в сумме 9231 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 2267 руб. в связи с несоответствием его выводов фактическим обстоятельствам дела, а также неправильным истолкованием судом п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации и принять новое решение об отказе в удовлетворении соответствующих требований Налоговой инспекции.
В нарушение названной нормы Закона, как считает Предприниматель, суд признал его виновным в невыполнении им обязанности налогового агента по уплате НДС, удержанного с суммы арендной платы за нежилые помещения, в то время как налог им не был удержан и, следовательно, не подлежит взысканию с Предпринимателя.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв 4 ноября 2004 г. до 10 час. 00 мин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором аренды N 482 от 19.07.99, договором аренды N 139 от 21.06.2002, заключенными между Предпринимателем и Комитетом по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального образования, последний передал в аренду Предпринимателю нежилые помещения в доме N 8 кв. 1 в г. Энгельсе общей площадью 49,2 кв. м для использования под кафе-закусочную. Арендная плата в месяц установлена, соответственно, в суммах 252 руб. 42 коп. и 1697 руб. 40 коп. В сумму арендной платы не входит НДС.
В период с 29.10.2003 по 31.20.2003 Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя за период с 01.01.2000 по 30.09.2003 по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления НДС, по результатам которой составлен акт N 65 от 04.11.2003.
На основании материалов проверки 24.11.2003 налоговым органом принято решение N 59 о привлечении Предпринимателя к налоговой ответственности, в том числе за несвоевременное перечисление сумм НДС, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, а также за непредставление в установленный срок налоговым агентом налоговых деклараций по НДС с наложением штрафных санкций по п. 1 ст. 123 и п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в суммах 1846 руб. и 550 руб. соответственно.
Этим же решением Предпринимателю было предложено уплатить НДС в сумме 9231 руб. и пени, начисленные за несвоевременную уплату НДС, в сумме 2267 руб.
В связи с неисполнением Предпринимателем в добровольном порядке требований N 1822 от 25.11.2003 об уплате НДС в сумме 9231 руб. и пени в сумме 2267 руб. и N 1821 от 25.11.2003 об уплате налоговых санкций на сумму 2570 руб. налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, со ссылкой на п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации указал, что Предприниматель, являясь налоговым агентом, как арендатор муниципального имущества обязан исчислить из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Невыполнение Предпринимателем данного требования Закона образует состав налогового правонарушения и дает основания налоговому органу для привлечения его к налоговой ответственности.
Выводы суда являются правильными.
Согласно ст. 24 Кодекса налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно п. 1.4 договора аренды от 19.07.99 N 482 и п. 2.3 договора аренды от 21.06.2002 N 139 арендатор самостоятельно уплачивает налог на добавленную стоимость от суммы арендной платы по законодательно установленной ставке. Кроме того, в п. 2.3 договора N 139 указано, что НДС исчисляется арендатором самостоятельно от всей суммы арендной платы и в состав арендных платежей не включается.
Данное положение договора аренды не противоречит вышеназванному п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в нем идет речь об арендной плате, а не о налоговой базе, представляющей собой сумму арендной платы с учетом налога.
Следовательно, арендная плата по договору N 139 с учетом налога будет составлять 2036 руб. 88 коп. (1697 руб. 40 коп. + 339 руб. 48 коп.).
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что ответчиком не был перечислен в бюджет удержанный с арендодателя НДС, и его вывод о взыскании суммы налога и пени основан на нормах налогового законодательства и соответствует обстоятельствам дела.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22 июня 2004 г. Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-6212/04-25 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04.11.2004 n А57-13238/03-2 Возмещение убытков, понесенных газораспределяющими организациями при поставке газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, осуществляется за счет казны Российской Федерации.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также