ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04.11.2004 n А55-9077/04-44 Установленное Законом исчисление срока давности взыскания налоговых санкций со дня составления акта касается только нарушений, выявленных в ходе выездной налоговой проверки, в остальных случаях срок давности определяется со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 ноября 2004 года Дело N А 55-9077/04-44

(извлечение)
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Самары обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании штрафных санкций с Фонда поддержки и развития факультета экономики и управления Самарского государственного аэрокосмического университета в сумме 50 руб. по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Решением арбитражного суда от 27.08.2004 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Самары просит об отмене судебного акта в связи с нарушением норм материального права, указывая, что Налоговой инспекцией срок предъявления иска не нарушен, так как он исчисляется со дня обнаружения правонарушения, который совпадает со сроком вынесенного решения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит их необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фонд поддержки и развития факультета экономики и управления Самарского государственного аэрокосмического университета 09.12.2003 представил расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2003 г. (по сроку представления не позднее 20.10.2003).
По результатам камеральной налоговой проверки решением Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Самары N 510/60 от 23.12.2003 Фонд поддержки и развития факультета экономики и управления Самарского государственного аэрокосмического университета привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2003 г. в налоговый орган по месту учета, в виде штрафа в сумме 50 руб.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что налоговым органом пропущен срок, установленный ст. 115 Налогового кодекса РФ, для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции.
Данный вывод арбитражного суда соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст. 114 Налогового кодекса РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как предусмотрено ст. 115 Налогового кодекса РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Из смысла данной нормы следует, что акт о совершении правонарушения составляется в момент обнаружения правонарушения.
В пункте 37 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано на то, что норма об исчислении срока давности взыскания санкций со дня составления акта касается только нарушений, выявленных в ходе выездной налоговой проверки, поскольку Налоговым кодексом не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля. В остальных случаях срок давности определяется со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Довод кассационной жалобы о необходимости определять момент обнаружения налогового правонарушения со дня вынесения решения от 23.12.2003 является необоснованным.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что датой обнаружения налогового правонарушения следует признать 09.12.2003 - день представления налогоплательщиком расчета в налоговый орган. О данном правонарушении, выразившемся в несвоевременном представлении расчета, налоговому органу стало известно в этот же день.
Исковое заявление было подано в суд 23.06.2004, то есть по истечении шестимесячного срока.
Учитывая изложенное, налоговому органу правомерно отказано в удовлетворении требований о привлечении Фонда поддержки и развития факультета экономики и управления Самарского государственного аэрокосмического университета к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в связи с истечением срока давности обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.08.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-9077/04-44 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04.11.2004 n А55-7630/04-44 Установленное Законом исчисление срока давности взыскания налоговых санкций со дня составления акта касается только нарушений, выявленных в ходе выездной налоговой проверки, в остальных случаях срок давности определяется со дня обнаружения соответствующего правонарушения исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также