ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04.11.2004 n А55-4929/2004-44 Единственным основанием для списания недоимки является ликвидация организации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 ноября 2004 года Дело N А55-4929/2004-44

(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Вентиляция" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 2 по Самарской области (далее - Инспекция) о признании незаконными действий Инспекции по отказу осуществить списание суммы пени на 01.01.99, превышающей сумму недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в размере 3654109 руб. и исключить из решения по реструктуризации задолженности от 10.12.2001 сумму пени по страховым взносам в размере 548121,35 руб., обязав Инспекцию произвести списание и исключить из лицевого счета пени в размере 3654109 руб., исключить из решения по реструктуризации задолженности сумму пени в размере 548121,35 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2004 решение суда от 19.07.2004 отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить Постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции возразила против доводов кассационной жалобы, указывая на их несостоятельность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 11.03.2004 обратилось в Инспекцию с заявлением произвести сложение пеней в размере 3654104 руб. и исключить из решения по реструктуризации задолженности по страховым взносам от 10.12.2001 пени по страховым взносам в Пенсионный фонд, превышающие сумму недоимки на 1 января 1999 г., в размере 548121 руб.
Письмом N 18-80/7441 от 25.03.2004 Инспекция отказала в списании суммы пеней, указав, что списание задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды производится в порядке реструктуризации, проводимой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699. Принятие налоговыми органами решения о списании с Предприятия пеней по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафным санкциям согласно Федеральному закону от 09.07.99 N 155-ФЗ в порядке, установленном Приказом Министерства налогов и сборов Российской Федерации от 03.09.99 N АП-3-09/290, при проведении реструктуризации задолженности страховых взносов, пеней, штрафов не предусмотрено.
Общество, считая, что данный отказ не соответствует нормам действующего законодательства, а также затрагивает его права и законные интересы как налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции признал наличие причин юридического характера, в силу которых взыскание в бюджет задолженности по пени оказалось невозможным, поскольку налоговым органом пропущен срок давности взыскания в судебном порядке задолженности по пеням, предусмотренный п. 3 ст. 46, ст. ст. 47, 48, 70, 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Данный срок являются пресекательным и восстановлению не подлежит, что лишает Инспекцию возможности взыскать с Общества указанную задолженность.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия у Инспекции оснований по списанию и исключению с лицевого счета Общества пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд и исключения из решения по реструктуризации задолженности суммы пени по страховым взносам в Пенсионный фонд.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Статьей 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 09.07.99) предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.99, но не взысканные с налогоплательщиков к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, взыскиваются с них в размерах, начисленных на 01.01.99, но не более неуплаченной суммы налога.
Указанное ограничение на суммы уплачиваемых (взыскиваемых) пеней действовало до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.99.
Аналогичное правило закреплено в Приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.09.99 N АП-3-09/290, которым утвержден порядок перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пеней по налогам и сборам.
Кроме того, в соответствии со ст. 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации N 100 от 12.02.2001 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам" предусматривает для юридического лица лишь одно основание для признания безнадежной к взысканию и списанию задолженности - ликвидацию организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно определен порядок списания задолженности только для названного случая.
Порядка списания задолженности по иным основаниям не установлено.
Материалы дела не содержат доказательств ликвидации Общества, также как и доказательств, свидетельствующих о прекращении обязанности по уплате спорной суммы пеней задолженности в соответствии со ст. ст. 44, 45 Кодекса.
В связи с вышеизложенным суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы налогоплательщика несостоятельными, а Постановление апелляционной инстанции - законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции 03.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-4929/2004-44 оставить без изменения, кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Вентиляция", г. Тольятти, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 04.11.2004 n А55-4617/04-40 В случае если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также