ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.11.2004 n А57-686/04-2 Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 ноября 2004 года Дело N А57-686/04-2

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 30.03.2004 Арбитражного суда Саратовской области и Постановление апелляционной инстанции от 07.07.2004 того же суда по делу N А57-686/04-2
по иску Открытого акционерного общества "Саратовоблгаз", г. Саратов, к Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, Финансовому управлению Администрации объединенного муниципального образования Новоузенского района Саратовской области, Управлению федерального казначейства Министерства финансов России по Саратовской области, г. Саратов, Министерству здравоохранения, г. Москва, Министерству финансов России, г. Москва, о взыскании 7548,18 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Саратовоблгаз" в лице филиала - Треста "Александровмежрайгаз", с. Александров-Гай Саратовской области, действующее на основании генеральной доверенности от 30.12.2002 N 06-01 с правом подачи иска и с правом подписи искового заявления от имени Открытого акционерного общества "Саратовоблгаз", обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления льгот по 50% оплате потребленного газа донорами в соответствии с Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", в 2001 г. в сумме 7548,18 руб.
Определением от 03.02.2004 суд первой инстанции, по ходатайству ответчика - Управления федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации Саратовской области - и с согласия истца привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва.
Решением от 30.03.2004 с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взысканы в пользу истца убытки в размере 7548,18 руб. В отношении остальных ответчиков в иске отказано.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу суд апелляционной инстанции определением от 04.06.2004 привлек с согласия истца к участию в деле в качестве ответчика Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва.
30.03.2004 суд первой инстанции в отсутствии истца, ответчика - Министерства здравоохранения РФ, которые не были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрел дело по существу.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал убытки в размере 7548,18 руб. с Министерства финансов Российской Федерации, которое не было привлечено к участию в деле в качестве ответчика и не извещено о времени и месте судебного заседания.
Названные обстоятельства в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации послужили основанием для отмены апелляционной инстанцией решения суда от 30.03.2004 и рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2004 с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Саратовоблгаз" в лице филиала - Треста "Александровмежрайгаз" взысканы убытки в размере 7548 руб. 18 коп.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства Саратовской области ставит вопрос об отмене Постановления апелляционной инстанции от 07.07.2004, указывая, что согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации по спорам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц, надлежащим ответчиком является главный распорядитель средств федерального бюджета, в данном случае Министерство здравоохранения России, и принять новый судебный акт.
Отмечается также недоказанность истцом понесенных убытков в соответствии с Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов".
Законность Постановления апелляционной инстанции от 07.07.2004 проверена в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено.
Как видно из материалов дела и судом установлено, Открытое акционерное общество "Саратовоблгаз" в лице филиала - Треста "Александровгаймежрайгаз" в соответствии с Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов" в период с 01.01.2001 по 31.12.2001 предоставляло льготы в размере 50% по оплате потребленного газа гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", проживающим в территории Новоузенского района Саратовской области, в сумме 7548,18 руб., что подтверждается по фамильным спискам абонентов, имеющих льготу донора в 2001 г., с указанием лицевых счетов абонентов, подписанным истцом и начальником УСЗН по Новоузенскому району Саратовской области, актом сверки убытков, подписанным истцом и начальником Финансового управления Администрации ОМО Новоузенского района Саратовской области, счетами-фактурами и не оспаривается ответчиками.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 4 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.93 N 5142-1 финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, также за счет благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона органы государственного управления и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое обеспечение организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. ст. 126, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, от лица которой выступают соответствующие финансовые органы.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, в котором отражена правовая позиция по вопросу об источнике, за счет которого должна осуществляться компенсация расходов по предоставлению льгот гражданам, предусмотренных ст. 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", в котором указано на то, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, поэтому предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 Закона Российской Федерации от 09.06.93 N 5142-1, впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О суд пришел к верному выводу о возмещении истцу убытков, понесенных в результате предоставления льгот по 50% оплате потребленного газа донорам в 2001 г., на сумму 7548,18 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в соответствии с п. 8 Постановления Саратовской областной Думы от 13.11.2002 N 3-97 "Об областной целевой программе "Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови" на 2003 - 2006 гг." расходы на оплату льгот предоставляются за счет средств местных бюджетов, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание к спорным правоотношениям, возникшим за период 2001 г.
Другие доводы, приведенные заявителем жалобы, не могли повлечь принятия незаконного судебного решения.
С учетом изложенного Постановление апелляционной инстанции от 07.07.2004 является законным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции от 07.07.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-686/04-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 02.11.2004 n А57-3094/04-28 Требование налогового органа о взыскании суммы налоговой санкции не может быть удовлетворено судом в случае неправильной квалификации заявителем совершенного ответчиком правонарушения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также