ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 21.10.2004 n А57-8978/04-28 Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 октября 2004 года Дело N А57-8978/04-28

(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие Нижне-Волжский Научно-Исследовательский Институт геологии и геофизики обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области N 249 от 17.07.2003, требования N 10347 от 17.07.2003 об уплате налога, требования N 103348 от 17.07.2003 об уплате налоговых санкций, а также о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области от 18 июня 2003 г., требования N 1026 от 18.06.2003 об уплате налога и требования N 10267 от 18.06.2003 об уплате налоговых санкций.
Решением от 31 марта 2004 г. Арбитражного суда Саратовской области решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия Нижне-Волжский Научно-Исследовательский Институт геологии и геофизики к налоговой ответственности N 171 от 18.06.2003 и N 249 от 17.07.2003, требование об уплате налога N 10266 от 18.06.2003, требование об уплате налоговых санкций N 10267 от 18.06.2003, требование об уплате налога N 10347 от 17.07.2003, требование N 10348 от 17.07.2003 признаны недействительными.
В обоснование решения судом сделан вывод о том, что применение должностными лицами налогового органа своего толкования наличия или отсутствия в договорных работах заявителя научных исследований без доказательства неправомерности отнесения работ к научно-исследовательским, является незаконным.
Постановлением от 5 августа 2004 г. апелляционная инстанция того же суда указанное решение оставила без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить Постановление апелляционной инстанции от 5 августа 2004 г. и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы, проверив законность принятых по делу судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что по представленным налогоплательщиком расчетам за 2002 г. и первый квартал 2003 г. по налогу на имущество налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки, в ходе которых было установлено, что предприятием в представленных расчетах неправомерно заявлена льгота в соответствии с п. "к" ст. 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1, так как не представлены документы, подтверждающие правильность определения им доли научно-исследовательских работ, деятельность которых направлена на получение новых знаний, что, по мнению налогового органа, привело к неправомерному применению льготы по налогу на имущество.
По результатам камеральных проверок ответчиком вынесены решения N 171 от 18.06.2002 о привлечении ФГУП НВНИИГГ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 110472 руб., а также доначислен налог на имущество за 2002 г. в сумме 5552359 руб., и в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 37177 руб., а также доначислен налог на имущество за первый квартал 2003 г. в сумме 185886 руб.
Арбитражный суд Саратовской области, признавая недействительными решения налогового органа, сделал вывод о том, что заявителем выполнены все условия, предусмотренные п. "к" ст. 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" для использования льготы, поскольку работы им выполнены в соответствии с договорами и контрактами, которые являются научно-исследовательскими работами.
Кассационная инстанция выводы суда признает законными в силу того, что в соответствии с п. 1.2 Положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (утв. Приказом Миннауки Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 125) обязательной государственной регистрации во Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) подлежат все открытые НИОКР, выполняемые организациями Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм. Все работы, указанные в решении N 171 от 18.06.2003, N 249 от 17.07.2003, на основании которых ответчиком делался вывод о том, что данные работы не являются научно-исследовательскими, зарегистрированы заявителем в ВНТИЦ с присвоением каждой работе регистрационного номера.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ, и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в силу п. 1 ст. 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах.
Заявитель имеет Свидетельство о государственной аккредитации научной организации N 1614 от 27 июля 1999 г. и Свидетельство о государственной аккредитации научной организации N 4743 от 26 декабря 2002 г.
В соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" от 8 июня 1995 г. N 33 при определении права на указанную льготу рекомендуется руководствоваться действующими формами государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемыми Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, другими документами, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
За 2002 г., за 1 кв. 2003 г. объем научно-исследовательских работ ФГУП НВНИИГГ составил не менее 70%, что подтверждается:
1) статистической отчетностью по форме N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок";
2) статистической отчетностью по форме N 2-гр "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" стр. 306 - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и тематические работы;
3) перечнем выполненных работ заявителем в 2002 г., зарегистрированных в ВНТИ-центре как НИОКР;
4) перечнем выполненных работ заявителем в первом квартале 2003 г., зарегистрированных в ВНТИ-центре как НИОКР;
5) регистрацией научно-исследовательских работ ФГУП НВ НИИГГ во ВНТИЦ с присвоением каждой работе индивидуального регистрационного номера;
6) Свидетельством о государственной аккредитации научной организации N 1614 от 27 июля 1999 г.;
7) Свидетельством о государственной аккредитации научной организации N 4743 от 26 декабря 2002 г.
Кроме этого, заявителем представлено экспертное заключение Саратовского государственного университета по геологическим заданиям, договорам, контрактам и отчетам, выполненным с Обществом с ограниченной ответственностью "Лукойл-ВолгоградНИПИморнефть", ТПП "Саратовнефтедобыча", Обществом с ограниченной ответственностью "Оренбурггазпром", а также согласно государственным контрактам от 11.10.2002 N ВК-02-03/337 и от 11.10.2002 N ВК-02-03/338, в соответствии с которыми работы, выполняемые по договорам и контрактам, перечисленным в решениях налогового органа N 171 от 18.06.2003, N 249 от 17.07.2003, безусловно могут быть отнесены к разряду научных исследований, имеющих большое значение как для прикладной, так и для фундаментальной науки.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, так как заявитель доказал свое право на применение льготы по уплате налога на имущество.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 5 августа 2004 г. Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8978/04-28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 21.10.2004 n А57-544/04-17 Право устанавливать сроки уплаты земельного налога, отличные от установленных законом, предоставлено только органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также